Базу античного фонда, в который сегодня входит около 500 вещей, заложили ученые Императорского Дерптского (Юрьевского) университета. В 1918-м вуз эвакуировался в Воронеж вместе со своим музеем изящных искусств и древностей, основанным в середине XIX века. Так в столице Черноземья оказались вазы с черно- и краснофигурной росписью, сосуды для пряностей и масел с "ковровым" орнаментом, кипрские шкатулки-пиксиды и чернолощеный кувшин для вина с тремя носиками… Кроме подлинных древностей, в музее имелись и качественные гальванокопии вещей из так называемого "клада Приама", найденного в Микенах. Эти вещи - в частности, знаменитую "маску Агамемнона", - экспонируют и сегодня.
- Копии, слепки, имитации ценных предметов традиционно служили для студентов наглядными пособиями. Античная культура была основой университетского образования, отсюда и стремление иметь предметы, по которым ее можно было бы изучать. У нас этот раздел позволяет начать разговор об античном искусстве древнейших времен, - пояснила ученый секретарь музея имени И. Крамского Наталья Бакина. - И дальше мы переходим к подлинникам: керамике, созданной на разных территориях в разные эпохи, видим, как менялись подходы к росписи. Воронежу досталась удивительно цельная систематическая коллекция древностей!
Составляли ее с чисто немецкой основательностью. Дело в том, что примерно до 1860-х университет в Дерпте был германоязычным (уникальный случай для Российской империи!), что обеспечивало крепкие научные связи с Европой. Этим пользовались профессора, которые заведовали музеем в разное время: Карл Моргенштерн, Людвиг Швабе, Георг Лешке, позже Владимир Мальмберг. Первые полсотни предметов, самых ценных, приобрели в 1864-1872 годах через известного эксперта Вольфганга Гельбига. Он был секретарем археологического института в Берлине и хорошо знал антикварный художественный рынок. Ему обязаны своими лучшими экспонатами ГМИИ имени А. Пушкина, Эрмитаж и многие зарубежные музеи.
Коллекция прирастала по мере развития научного знания об античной культуре. Начинали с великолепных краснофигурных ваз из Афин и Южной Италии. На росписях можно рассмотреть героев эпоса и мифов, ритуальные изображения умерших, тонкий силуэт девушки с мячом и "лесенкой Диониса" (так назывался древний музыкальный инструмент). Затем в фонды поступила более ранняя керамика с геометрическим орнаментом из Беотии и древнего Кипра.
- Внешне эти сосуды менее броские, и непосвященному может показаться, что такие вещи могли быть сделаны в любое время, хоть сегодня. Например, этрусская чаша с одной ручкой, которую мы добавили в экспозицию, - это просто стиль баухаус! На самом деле в незамысловатых закорючках, полосочках, квадратиках и кружочках выражено представление древних греков о космосе, о мироустройстве. Каждый сосуд здесь - образ мира. Говоря упрощенно, вертикальные линии - символ мирового древа, горизонтальные - земли, волнистые - водных потоков. Концентрические круги - солярные знаки… - пояснила Наталья Бакина.
Коринфская керамика, напротив, покрыта густым многоцветным орнаментом: тут и растения, и сирены, и грифоны. На рубеже XIX и ХХ веков в коллекцию поступили археологические находки из Керчи - статуэтки-терракоты, изображающие воина, женщину с младенцем, актера в маске. Они могли быть и самостоятельными изделиями, и накладками на сосуды.
Последний раз фонд античности пополнился в 1938 году, когда в Воронеж передали серию предметов из Музея изобразительных искусств имени А. Пушкина. В частности - статуэтки императора, свидетельствующие о культе правителя в Древнем Риме.
До недавних пор зал античности имел дизайн, созданный еще в 1966 году. Тогда были сделаны витрины, отобраны самые важные предметы для показа. С тех пор происходили только точечные изменения. Например, в свое время из экспозиции убрали мраморные скульптуры, сделанные по мотивам античных статуй.
- Широкая публика, может, и не видела большой разницы, но все-таки смешивать классицизм XIX века с искусством Древнего мира было неправильно. Теперь эти статуи встречают посетителей в холле нашего исторического здания. По нацпроекту "Культура" мы получили новые витрины и светильники. И вот наконец обновили и само содержание выставки, пересмотрев всю нашу коллекцию с помощью коллег из ГМИИ имени А. Пушкина. Экспонатов стало больше. Благодаря прозрачным подставкам мы выставили предметы, которые раньше не могли показать просто из-за того, что на ровной поверхности они заваливались набок, - отметила Бакина.
После ремонта оба зала с археологическими находками - античный и египетский - оформлены в едином стиле. На фоне серых стен (в греческом зале - серых и светло-охристых) четче видны предметы из светлого камня или глины. Окна закрыты плотными шторами, присборенными, как каннелюры на колоннах или драпировки на античных статуях. Высокие витрины вмещают больше экспонатов, и подойти к ним можно с трех сторон. Блюда и тарелки с расписным дном стали видны и снаружи, и внутри.
На видное место выдвинули мраморный торс девушки в хитоне (V век до н. э.). Раньше она была неприметной, так как стояла на белом фоне где-то в углу. Сейчас легко рассмотреть все мелкие детали, от пуговиц и браслетов до складочек на шее.
- Древнегреческая скульптура дошла до нас преимущественно в римских копиях: деревянные и бронзовые оригиналы не уцелели. А здесь мы видим подлинник, и несмотря на отсутствие головы, ног, кистей рук - можем оценить, какой огромный путь проделали ваятели от архаических форм, когда скульптуры людей выглядят как чурбачки. Девушка спокойно стоит, но в ней чувствуется внутреннее движение: мы понимаем, что она опирается на правую ногу, левая расслаблена, плечи сделаны разной высоты - это греческий прием, перекрестное движение… - рассказала Наталья Бакина. - Лично меня тут приводят в восторг от драпировки. Сам мотив чрезвычайно простой и чрезвычайно распространенный. Казалось бы - ну что стоит собрать ткань. Но как естественно это сделано: где-то складки сгущаются, где-то расправляются, меняется их глубина, передается легкость материи.
Рядом установили голову мужчины с трудной, судя по отколотому носу, судьбой, которая прежде хранилась в запасниках. Портрет датирован IV веком до н. э. и, скорее всего, был сколот с какого-то горельефа. Это типичный для эллинизма образ: мягкий овал лица и линия губ, глубокие глазницы, ровные тугие завитки волос.
Среди интересных новинок в разделе кипрской керамики - блюдо и кувшин с носиком в виде головы бычка. В 2025 году в витринах появится еще четыре предмета, которые проходят реставрацию, в том числе - похожий кувшин, только с фигуркой девушки, и чаша или курильница из черной керамики буккеро.
Добавили в экспозицию этрусскую тарелку на ножке (в 1980-е ее показывали за рубежом в составе крупного музейного проекта) и несколько интересных осколков керамики, которые теперь можно увидеть поближе. Например, фрагмент с изящно процарапанной пантерой стал своего рода рифмой к курочке и петушку с чернофигурного сосуда-килика.
- Такие мелочи позволяют переключать внимание и более эмоционально воспринимать историю искусства, - подчеркнула Бакина. - С той же целью мы наполнили целую витрину бытовыми предметами. Тут и масляные светильники (один - с шестью рожками, можно сказать, маленький софит), и сосуды для жидкостей, солонка, игрушка, застежки-фибулы, ключи, зеркала из полированной бронзы и скребок для тела, которым могли пользоваться атлеты. Разрозненные бусины собрали в низку - конечно, на свой вкус, мы не знаем, как их носили древние модницы.
В фондах нашли подходящие ножки к марионетке, которая раньше была представлена просто как глиняная кукла с дырочками в боку. Ну а в качестве финальной точки осмотра в зале поместили византийское блюдо, сделанное в шестом веке уже нашей эры. Оно не имеет богатого декора, но показывает, чем завершилась история античной культуры.
В центре зала оставили пространство для главного экспоната, который не имеет аналогов в музеях России. Каменная плита с живописным изображением всадника была привезена из Капуи (Южная Италия) и датируется IV веком до нашей эры.
Как уже рассказывала "РГ", монументальные античные фрески очень редки. Из нескольких сотен изученных гробниц в районе Капуи такими росписями украшено только два процента. "Воронежский" памятник был куплен Дерптским университетом через упомянутого Гельбига полтора века назад и, вероятнее всего, никогда не выставлялся из-за своего плохого состояния.
Сейчас плита находится в реставрационном центре имени И. Грабаря. Специалисты заклеивают трещину в камне, укрепляют красочный слой. В начале 2025 года для уникальной фрески устроят отдельную выставку в ГМИИ имени А. Пушкина. Затем "возвращающийся воин" из Капуи приедет в Воронеж.
- Пока его место в зале свободно, мы планируем устраивать там небольшие выставки из серии "Открывая фонды". Покажем вещи из античной коллекции, которые не вошли в постоянную экспозицию, - добавила Наталья Бакина. - В течение года будем также готовить научный каталог, чтобы вся информация о предметах хранения соответствовала уровню современного научного знания. Ну а для посетителей разработаем еще и мультимедийный контент. Сенсорный киоск будет стоять на входе в зал античности и позволит узнать больше об искусстве Древнего мира и истории музейного собрания.