Николай Андреевич Римский-Корсаков - автор 15 опер, и большая часть из них представлена в афише Мариинского театра и на других сценах города на Неве. Художественный руководитель фестиваля и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Антон Лубченко отмечает, что включил в программу не только хорошо знакомые всем произведения Римского-Корсакова, но и те, что звучат сегодня крайне редко. Несправедливо обделены вниманием исполнителей его инструментальные концерты… Помимо сочинений самого композитора, в дни фестиваля звучали и произведения его последователей и учеников. Каждый концерт, фрагмент оперы, каждая сюита подбирались так, чтобы представить гений Римского-Корсакова с разных сторон.
Стартовал фестиваль в Гербовом зале Эрмитажа с красивого, но малоизвестного фортепианного концерта, написанного композитором в 1882 году. Вторую жизнь ему дал лауреат Международного конкурса Чайковского Сергей Давыдченко. До фестиваля музыкант успел сыграть концерт в Тихвине и теперь собирается включить его в программу выступлений в других городах России.
Среди самых запоминающихся концертов фестиваля - "Шопен. Римский-Корсаков", прошедший в малом зале Петербургской филармонии им. Шостаковича. Шопену посвящена опера Римского-Корсакова "Пан воевода" - ее нечасто можно увидеть и услышать на мировых сценах. Во втором отделении пианистка Зарина Шиманская исполнила концерт Шопена.
Музыка Римского-Корсакова звучала и в других парадных залах Зимнего дворца, в Эрмитажном театре, а также в музее-квартире композитора на Загородном проспекте. Губернаторский симфонический оркестр Петербурга сыграл две редчайшие кантаты - "Из Гомера" и "Свитезянку" на слова Адама Мицкевича. Прозвучала редкая прелюдия, посвященная памяти крупнейшего издателя конца XIX века Митрофана Беляева, который издавал сочинения композитора. Услышала петербургская публика и подходящую для камерного театра оперу "Моцарт и Сальери".
Кульминацией фестиваля станет завершающий концерт "Римский-Корсаков и XX век". В стенах Государственной академической капеллы Петербурга прозвучит одно из самых авангардных и модернистских сочинений композитора - сюита "Ночь на горе Триглав", построенная на материалах оперы "Млада". По задумке директора императорских театров Гедеонова, композиторы "Могучей кучки" Бородин, Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков должны были написать по одному акту для этой оперы. Но идея не претворилась в жизнь, и каждый из композиторов использовал эти наработки в других своих произведениях. Только Николай Андреевич развил свое сочинение до полномасштабной оперы. Отзвуки этой партитуры эхом отзовутся в творчестве Прокофьева, Стравинского и последователей Римского-Корсакова.
На завершающем концерте фестиваля оркестр исполнит и симфоническую картину "Сеча при Керженце" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". А во втором отделении блистательный пианист Денис Мацуев сыграет концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.
Жизнь Римского-Корсакова неразрывно связана с Петербургом. В 1856 году он поступил в Морской кадетский корпус. С этого момента и началось его увлечение музыкой. Окончив учебу в чине гардемарина, Николай Андреевич отправился в плавание, но на военной службе пробыл недолго - посвятил себя музыке. Позже композитор стал профессором Петербургской консерватории, которая сегодня носит его имя. Так что неспроста знатоки называют Петербург столицей Римского-Корсакова…