В преддверии торжественного открытия конкурса в фойе Зала органной и камерной музыки имени А. Ф. Дебольской гостям и участникам представили выставку, посвященную 135-летию со дня рождения выдающегося советского дирижера и музыкально-общественного деятеля Александра Свешникова. Подборку исторически-документальных материалов подготовили сотрудники архива Московской консерватории. На стендах можно увидеть копию прошения Свешникова о принятии его в Московскую консерваторию в сентябре 1916 года, фото и афиши концертов, гастролей, программы выступлений.
Есть здесь и автобиография из личного дела, датированная 30 апреля 1945 года. "Родился в 1890 году, в семье служащих. …Условия жизни были очень тяжелые. С малых лет, обладая хорошим голосом, пел в различных хорах и часто в ученическом хоре, заменяя регента….", - пишет он тонким убористым почерком на советском бланке отдела кадров. И в этих строчках, как и в твердых линиях букв с размашистыми "хвостиками", специалисты-графологи наверняка бы усмотрели железную силу характера и целеустремленность.
Впрочем, нет смысла гадать, так как наиболее правдивое и полное раскрытие личности выдающегося мастера дает новое издание сборника "Александр Васильевич Свешников. Статьи. Воспоминания". Это переработанная и дополненная книга, выпущенная издательством "Музыка" в 1998 году. С момента выхода утекло уже более 25 лет, многое изменилось в общественных реалиях, в русское хоровое дело пришли молодые поколения. И как сохранить преемственность мастерства великих предшественников? Презентацию свежего сборника провел заслуженный артист РСФСР и деятель искусств Российской Федерации Станислав Калинин. Станислав Семенович и сам долгие годы был учеником Александра Свешникова, в дальнейшем помощником - главным хормейстером и дирижером его уникального детища, Государственного академического русского хора СССР.
- Александр Васильевич родился на стыке эпох, в семье, принадлежавшей купеческому старообрядческому роду, о чем в советские времена стремился умалчивать, - отметил в своем выступлении Станислав Калинин. - По метрической книге в церкви Коломны его рождение зарегистрировано 30 августа (11 сентября) 1889 года, то есть на один год раньше, чем упоминается во всех поздних записях, в том числе и автобиографии. И все же я не открою Америку, если скажу, что наша земля рождает великих людей, причем порой - в тяжелые времена. До этого хоровым дирижированием у нас никогда толком не занимались. А это, извините меня, не просто красивая постановка рук, куда важнее понимание красоты певческого звука, общего интонирования. Также играет роль способность интерпретировать музыкальное произведение. Александр Свешников всегда добивался того, чтобы песня не просто пелась - рассказывалась. Нотная запись не совершенна, она всего лишь конструкция.
Всего на конкурс заявки подали 528 молодых хормейстеров. Заочный этап успешно преодолели 36 участников из пяти стран мира - России, Ирана, Китая, Беларуси и Казахстана. Именно эти конкурсанты съехались в еще теплый, окутываемый дождями и туманами Сочи, где им предстоит показать свое мастерство еще в трех турах. Молодые артисты состязаются в двух категориях: учащиеся музыкальных колледжей и студенты (выпускники высших учебных заведений до 35 лет).
Прослушивания - очень ответственный этап. На сцене участники работают с тремя известными хоровыми коллективами - хором Государственной академической симфонической капеллы России, филармонической хоровой капеллой "Ярославия" Ярославской государственной филармонии, хором студентов Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова.
…На дирижерском пюпитре раскрыта партитура, такие же нотные листы у исполнителей. Задача - ухватить, наиболее полно раскрыть смысл музыкального произведения для слушателей. В данном случае для экспертного жюри. В него вошли 14 знаменитых музыкантов из семи стран под председательством профессора Московской консерватории Станислава Калинина. Но конкурсанты успешно справляются с волнением.
- В очереди на жеребьевку был последним, но вытянул первый номер и русскую народную песню "Ой ты, степь широкая", - с улыбкой рассказывает молодой преподаватель Алматинского музыкального колледжа имени П. И. Чайковского Нурдаулет Тилеген. - С одной стороны, начинать всегда сложно, а с другой - выражаешь лишь свои мысли и чувства, невольно избегая шаблонов других конкурсантов. Лично у меня бывало такое. Участие в таком конкурсе - это, прежде всего, возможность поверить в себя, понять, насколько ты разбираешься в хоровом искусстве.
Призовой фонд конкурса составит два миллиона рублей, также будет вручено шесть комплектов медалей. Специальными призами для лауреатов и победителей станут концерты с филармоническими коллективами России, Китая, Белоруссии, Армении в сезоне-2024/2025.
Кстати
Конкурс и фестиваль проводятся по инициативе художественного руководителя - генерального директора Культурного фонда отечественного искусства "Классика XXI", обладателя трех грантов Президента РФ, дирижера Алексея Пугачева.
- В 90-е годы хоровое искусство было более сконцентрировано, сегодня же появляется много современной музыки, но, на мой взгляд, настоящее искусство вне времени. И наша задача сохранить лучшие традиции отечественной культуры, - подчеркнул Алексей Пугачев.
В первом гала-концерте международного конкурса хоровых дирижеров имени Александра Свешникова выступили филармоническая капелла "Ярославия" под руководством Владимира Контарева и хор студентов Казанской государственной консерватории имени Жиганова под управлением Юрия Карпова. Специальные гости: Екатерина Мечетина, Агунда Кулаева, Марина Омельченко, Сергей Давыдченко, Станислав Калинин и группа ударных инструментов. Сочинцы услышали произведения зарубежных, русских и советских композиторов, а также "Курские песни" Георгия Свиридова. Источником их создания стал фольклор Курской области.
"Восьмилетним мальчишкой я впервые увидел этого высокого, стройного, внешне сурового человека, - приводятся слова заслуженного деятеля искусств РСФСР Владислава Агафонникова в новом сборнике. - …Шел 1944 год. Еще не окончена Великая Отечественная война, но именно в это время принимается решение об открытии Московского хорового училища. Возглавить работу по организации и руководству новым музыкальным учебным заведением для мальчиков поручается Александру Васильевичу Свешникову. Тогда с наибольшей силой проявились и полностью раскрылись выдающиеся организаторские способности Александра Васильевича, его прекрасное знание и понимание людей, умение трезво оценить их потенциальные возможности. И главную проблему любого учреждения - проблему кадров - он решил блестяще. В училище были приглашены лучшие педагоги Москвы".