Россия сильна прежде всего своим филармоническим, хореографическим и театральным искусством
Швыдкой: Сфера эстрадного искусства живет по своим экономическим законам
Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой. / Владимир Трефилов/ РИА Новости
В Государственном институте искусствознания при участии Школы-студии МХАТ прошла двухдневная конференция под загадочным для непосвященных названием "Сорочкинские чтения. 24".

Борис Юрьевич Сорочкин, который прожил долгую и достойную жизнь (он родился в 1926-м, а умер в 2009 году), был одним из самых уважаемых деятелей в российской творческой и властной среде. Он был практикующим мудрецом, без которого не решалась ни одна сколько-нибудь серьезная проблема, связанная с экономическим развитием отечественной культуры. Именно поэтому ему было посвящено научное издание "Культура России. 2000-е", которое он задумал еще при своей жизни. Долгие годы Б. Сорочкин возглавлял Планово-финансовое управление Министерства культуры РСФСР, а затем занимал ту же должность в минкультуры новой России. Менялось руководство, менялись социально-исторические системы, но его влияние было неизменным. С ним советовались министры, придерживающиеся разных политических взглядов, Ю. С. Мелентьев, Ю. М. Соломин, Е. Ю. Сидоров. Не скрою, почти ежедневно старался обсуждать с ним текущие вопросы, когда работал заместителем Е. Ю. Сидорова, несколько реже, когда стал министром, он к тому времени перешел на научную и преподавательскую работу. Б. Сорочкин был одним из "отцов" эксперимента в театральном деле второй половины 1980-х годов, который предопределил свободу хозяйственной деятельности. Это помогло учреждениям культуры справиться со сложнейшим переходом в новую постсоветскую экономику. Именно поэтому он был так важен в той команде управленцев, которая служила в Министерстве культуры России вместе с Е. Ю. Сидоровым. Б. Сорочкин понимал, что наступили новые времена, которые заставляют выстраивать экономические модели культуры, отличные от тех, что были приняты в СССР. Но одновременно он всегда настаивал на том, что государство несет ответственность за сохранение и развитие социальной сферы, в которой культура и искусство в силу своей миссии должны занимать особое место. Для него не было сомнений, что плоды культуры не могут быть услугой, но только общим благом. Его иногда называли человеком, который при капитализме хочет сохранить социализм. На самом деле он понимал необходимость хрупкого равновесия различных экономических инструментов.

"Сорочкинские чтения" - всегда попытка заглянуть в будущее отечественной культуры

Эту позицию занимают его соратники, с которыми он занимался реформированием экономической базы культурной деятельности, и его ученики. Именно они и собрались в конце минувшей недели в ГИИ, чтобы обсудить актуальные социально-экономические проблемы художественной жизни страны. И вовсе не случайно, что инициатором и идеологом "Сорочкинских чтений", которые проводят уже не один год, стал А. Я. Рубинштейн, заведующий сектором экономики и социологии ГИИ, руководитель научного направления "Теоретическая экономика" Института экономики РАН. Когда-то на рубеже 1970-1980-х годов А. Рубинштейна пригласили О. Н. Ефремов и А. М. Смелянский для того, чтобы выстроить современную по тем временам экономическую модель для Художественного театра. И одним из важных результатов этого сотрудничества стало создание кафедры экономики искусства и культурной политики, а потом и продюсерского факультета Школы-студии МХАТ.

"Сорочкинские чтения" - всегда попытка заглянуть в будущее отечественной культуры, стремление понять, что тормозит ее движение, и выработать рекомендации для решения насущных проблем. Притом что немалая часть участников "Сорочкинских чтений" - практики, укорененные в реальности, но здесь и они готовы к полету мысли и фантазии, словно им неведомы все предлагаемые экономические и юридические обстоятельства, которые неизбежно заставляют думать о текущих земных проблемах. Но ведь именно экономисты - Б. Сорочкин, А. Рубинштейн, Ю. Матвеев, В. Музычук, Л. Якобсон, Л. Сундстрем и другие - были в первых рядах тех деятелей культуры, которые добивались (и добились!) отмены ряда пресловутых федеральных законов, которые, по существу, надели финансовую удавку на самый процесс художественного творчества. Именно они, как мало кто, понимают, что в меняющейся экономике, когда правительство предлагает новые финансовые механизмы поддержания социальной сферы, культура должна находить свои реалистичные инструменты, которые позволят сохранить все ценное, что составляет ее фундамент, и не закрыть двери для нового. Поверьте, это совсем непросто.

Россия сильна прежде всего своим филармоническим, хореографическим и театральным искусством

Разумеется, экономика исполнительских искусств, а именно им и были посвящены последние по времени "Сорочкинские чтения" - далеко не однородна. Сфера эстрадного искусства, которое не случайно называют шоу-бизнесом и которое искушает неофитов достижением скорой экранной и сетевой популярности, живет по своим экономическим законам. Но Россия сильна прежде всего своим филармоническим, хореографическим и театральным искусством, обращенным к просвещенному отечественному и мировому слушателю и зрителю. Еще недавно мы безоговорочно были "впереди планеты всей". И прежде всего благодаря уникальной системе художественного образования, которая является национальным достоянием нашего Отечества. Это доказывали российские педагоги, разлетевшиеся по миру после Октябрьской революции 1917 года, это подтвердили советские мастера, которые в последней трети ХХ века отправились преподавать в музыкальные, балетные и театральные школы США, Канады, Японии, Китая, Республики Корея, в страны Западной Европы. Именно поэтому, если мы хотим сохранить и умножить привычное для нас влияние в мире культуры, надо приложить все возможные усилия для сохранения высокопрофессиональных школ, чья история доказала их творческое лидерство. Здесь многое решает политическая воля и умелая экономическая политика. Но об этом - через неделю.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться