В октябре в Нижегородском театре драмы представили спектакль "Душа грустит о небесах", посвященный памяти митрополита Николая (Кутепова). Постановку уже назвали новым явлением для академической сцены. Это серьезнейший пласт воспоминаний, считает режиссер, актер, заслуженный артист РФ Александр Мюрисеп.
"Мы не были знакомы лично, и я знал о его жизни немного, а открыл для себя целый мир. Поразительный гражданин Отечества, который служил и Богу, и стране, обладал замечательными качествами. Он был порядочным, бесстрашным, принципиальным. Конечно, то, что создает театр и вообще искусство, - это художественный образ. И в данной работе был целый ряд составляющих элементов. В первую очередь, конечно, тексты. Мне показалось, что необходимо вести речь от первого лица. Слава богу, материал для этого был: интервью, его размышления, черновики, подготовка к проповедям. Здесь не было грима, костюмов, церковного облачения, потому что тут дело не в этом, а в душе, в том, как мыслит герой", - рассказал режиссер.
Решение Фонда памяти митрополита Николая, единственного подобного светского фонда в России, инициировать выдвижение спектакля на премию Нижнего Новгорода вполне логично. Почти четверть века жизнь Владыки Николая была связана с регионом, здесь он оставил глубочайший след в сердцах людей, убеждены участники разговора.
"После смерти Владыки Николая люди, которые с ним работали, которые его знали, власти города, области, почетные граждане Нижегородской области собрались вместе и сказали: нельзя вот просто так оставить имя, оно должно войти в историю, мы должны создать фонд для того, чтобы сохранить историческую память об этом человеке. На протяжении 23 лет Фонд существует. К его столетию мы сделали прекраснейшую выставку, которая называлась "Величайший гражданин и патриот земли Нижегородской". Выставка очень современная, информативная, посетила многие районы, и нижегородцы просят ее повторить", - поделилась Галина Сысоева, член правления Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.
Сегодня в Нижнем Новгороде есть сквер имени Владыки Николая. 10 октября его открыли в Ленинском районе. Это не музей, а открытое для всех место у входа в Карповскую церковь, в которой он много лет служил.
Автор самого первого портрета священнослужителя, экспонируемого на официальных художественных выставках в Нижнем Новгороде, Сергей Малиновский, живописец, член Союза художников России, лауреат премии города Нижнего Новгорода, лауреат премии Минина и Пожарского, вспомнил о своей встрече с Владыкой:
"Судьба познакомила меня с этим замечательным подвижником веры и патриотом Отечества в 1990 году, в преддверии празднования 45-летия Победы в Великой Отечественной войне. Возможность написать портрет Владыки как ветерана стала счастливым моментом в моей жизни, определившим весь дальнейший ее ход. Посох Владыки, изображенный на портрете, венчает ладанка в форме владимирского Успенского собора со святыми в нем упокоенными, который он спас, будучи правящим архиереем во Владимирской епархии, о чем я тогда не знал. Дальнейшее мое творчество проходило при его благословении".
Надежда Муравьева, журналист, автор-составитель книги "Пастырь добрый", рассказала, как работала над книгой о митрополите. Она отметила главное - каждое слово, каждая мысль об этом человеке придавали ей силы.
"Работа над книгой проходила в очень напряженных условиях, писала ночами. Но вот удивительно, садишься за компьютер, кажется, уже сил никаких не осталось. Начинаешь слушать, редактировать и почему-то оживаешь. Я ведь даже не видела Владыку ни разу. А когда стала собирать воспоминания, открылся необыкновенный человек. Особенно поразило, что он при всей своей строгости очень бережно относился к человеческой личности. Такая высота - архиерей, власть и властность. При этом отношение к людям, к их чувствам как к хрупкому хрусталю в руке. Не разбить, не ранить, не обидеть", -рассказывает Надежда.
"За время нашего "круглого стола" мне пришла мысль о том, что нужно, может быть, делать какие-то чтения раз в году и на них дать возможность высказаться всем причастным к тому или иному периоду жизни митрополита Николая: этот материал не может быть избыточным. Можно было бы открыть какой-то ресурс в интернете, куда люди, не имеющие возможность присоединиться к встречам в памятные даты, стали бы добавлять свои воспоминания. И так создалась бы наиболее обширная монография", - считает Ирина Маршева, ученый секретарь НГХМ, член Союза художников России.
Почему это важно, пояснил Алексей Дьяконов, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой истории, филологии и церковно-практических дисциплин Нижегородской семинарии.
"Он подтолкнул к правильному выбору пути в правильном направлении, за что я безгранично благодарен. Он является для нас человеком-образцом определенным: ведь, как ни парадоксально, он действительно современен, абсолютно согласен нашему времени, а ведь прошло двадцать с лишним лет, как его нет с нами. Он жив для каждого из тех, кто его помнит, тех, кто к нему обращается. Когда мы что-то не понимаем, когда нам плохо, не знаем, как поступить, тогда он отвечает на эти вопросы, которые мы ему задаем", - считает Алексей Дьяконов.