За два месяца до премьеры на встрече с журналистами он подчеркивал: "У Пушкина - исторический роман, а у меня будет роман о молодости". Также признался, что ему хотелось посмотреть на это произведение через то, как молодые люди попадают в перипетии времени, как выдерживают обстоятельства и ведут себя в непростых условиях, что такое достоинство человеческое. Теперь уже точно можно сказать: замысел удался. Оказавшиеся на грани жизни и смерти, главные герои с честью проходят все испытания.
Дочь капитана, коменданта Белогорской крепости Машу Миронову в спектакле в разных составах играют две актрисы: Ирина Унагаева и Виолетта Котулевская. Девушки признаются: их Маша не совсем такая, как описана в книге.
"В книге она более лиричная, нежная, часто падает в обморок и плачет, - говорит о своей роли Ирина Унагаева. - Мы немножко от этого отошли. Все-таки, интереснее, наверное, смотреть на сильного человека, который борется с препятствиями, а не пасует".
"Если посмотреть, сколько испытаний за столь короткий период выпало на долю бедной девочки, то справиться с этим может только по-настоящему капитанская дочка", - считает Виолетта Котулевская.
Маша Миронова в исполнении Виолетты, действительно, получилась довольно энергичной и решительной. В отдельных эпизодах она напоминает свою властную, грубоватую и громкоголосую матушку, капитаншу Василису Егоровну, которую блестяще сыграла Ирина Шалимова. В отношениях со своим возлюбленным Петром Гриневым проявляет о нем заботу, выхаживает после ранения на дуэли. В то же время легко может перевоплотиться в озорную и легкомысленную девчонку. В одном из эпизодов они дурачатся с Петей на полу, приклеивая друг другу на щеки и лоб фантики от конфет. Трудно представить, чтобы застенчивая и воспитанная в строгости Маша так вольно вела себя у Пушкина. Но на то он и роман о молодости, что в нем все позволено.
Петр Гринев, который еще вчера гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками, а теперь по прихоти отца, отставного премьер-майора, вынужден тянуть лямку в далеком степном гарнизоне, предстает перед зрителем в виде изнеженного гимназиста. Белые пуховые варежки, свисающие на резинках из рукавов его вполне современной дубленки, придают некоторую карикатурность внешнему виду. Если не знать, в какое время проходили описанные в "Капитанской дочке" события, то трудно определить это по костюму молодого человека. Впрочем, авторы и не стремились к такой узнаваемости. По словам сценографа, художника по костюмам Каринэ Булгач (Новосибирск), они сознательно изобразили Гринева гимназистом, чтобы подчеркнуть, что он юн, и у него все впереди. Не важно, в каком веке жил этот юноша, важно, что он существовал и карьера его связана с военным делом.
Попав в экстремальную ситуацию, природный дворянин Гринев показывает себя смелым, ответственным, честным офицером. "Береги честь смолоду", - учили его с детства. На предложение Пугачева перейти на его сторону, отвечает: присягал государыне императрице, поэтому ему служить не может. Роль оказалась настолько близка актеру Алексею Березовскому, который по возрасту сам недалеко ушел от своего героя, что он признался:
- Это я, если бы жил 225 лет назад. Как мой персонаж, так и я делаем в жизни моральный выбор в сторону совести и чести.
Предводителя крестьянского восстания, бунтаря и самозванца Емельяна Пугачева играет Иван Шалиманов. Актер увидел в своем герое фаталиста: знает, что погибнет, но все равно рвется вперед, не жалея сил и крови. Непросто было его сыграть, отмечает, крайне эмоциональная роль.
"Я вообще-то на подъем очень легкий, живой и подвижный, а тут пришлось себя немножко поломать, чтобы вышел немножко другой персонаж, - говорит Иван. - Такой тяжелый, глубокий и основательный".
Запомнятся образы крепостного слуги Савельича, сопровождающего Гринева (Иван Сергеев), и ямщика (Сергей Жураковский). Роли эпизодические, но актеры так ярко и натурально сыграли, будто прожили их жизнь.
Декораций немного, и они довольно просты. На сцене - столы, стулья, шкаф, символическое сухое дерево. Зачем оно там стоит, каждый додумывает сам.
Спектакль создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Совместно с региональным отделением Благотворительного фонда "Национальное достояние" театр решил показать его также в Международный день инвалидов. Средства, собранные от продажи билетов, направят на адресную помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.