- Застройщикам необходимо учитывать не только строительство жилых квадратных метров, но и создание комфортной городской среды, включая объекты социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, - объяснила заместитель председателя правительства Приморского края Ольга Иванникова.
За десять месяцев текущего года в министерство архитектуры и градостроительной политики региона поступило 27 проектов, которые претендовали на статус масштабных или приоритетных, в том числе 17 для Владивостока, пять для Артема, еще три - для других муниципалитетов. Из них положительное заключение получили только пять: один в столице региона, три в Артеме и один - в Уссурийске.
Недавно в Приморье провели опрос населения. По его итогам 75 процентов респондентов отметили, что они вынуждены добираться до школ, детских садов, поликлиник и прочих социальных учреждений более 20 минут на машине.
Министр архитектуры и градостроительной политики края Антон Глушков полагает, что комплексная застройка - это будущее жилищного рынка Приморья. Именно она будет существенно влиять на ситуацию в самом ближайшем будущем: увеличит предложение, улучшит инфраструктуру и создаст новые районы. Застройщики смогут предоставить справедливую цену на жилье благодаря экономии на инженерной инфраструктуре, которой обеспечивает государство.
- Это приведет к созданию более сбалансированного рынка: стоимость и цены на жилую недвижимость замедлят рост, качество жизни улучшится, появятся новые районы, а спрос на вторичное жилье упадет, - предполагает Антон Глушков.
Устанавливаемые дальневосточными регионами рекорды по введению в строй нового жилья - не единственное, что характеризует происходящее со строительной отраслью макрорегиона. Ее дальнейшее развитие определят стратегические решения и нововведения, которые не так бросаются в глаза, как растущие в городах жилые комплексы, но их важность трудно переоценить. Так, 28 ноября в Благовещенске проходит стратегическая сессия "Цифровизация строительной отрасли в Амурской области". Разработчики "Цифрового управления строительством" и сотрудники министерства строительства и архитектуры Амурской области расскажут подрядчикам о ведении исполнительной документации в цифровом виде. Это лишь одно из ряда мероприятий, которые организуются по этой теме.
Цифровая трансформация строительной отрасли Приамурья набирает обороты. Все началось еще в 2022 году с ввода в эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Амурской области (ГИСОГД АО). Сейчас она полноценно функционирует и постоянно совершенствуется. Весной 2023 года к ней были подключены все муниципальные образования, а с сентября стартовала предоставление государственных услуг. Кроме того, особое внимание в регионе уделяется информационной системе управления проектами - ИСУП. Она внедрена в области весной прошлого года, активно наполняется информацией, что позволяет своевременно выявлять риски неосвоения государственных средств и принимать соответствующие меры.
Кроме того, на этапе внедрения находится такая система, как Сбер CRM. Уже проведена настройка и доработка системы под нужды области на примере строительства важного социального объекта.
- Информационное взаимодействие ИСУП и Сбер CRM поможет вывести контроль за объектами капитального строительства на совершенно новый уровень, - заверил зампред правительства Приамурья Павел Матюхин.
Вся эта работа направлена на то, чтобы сделать стройку более понятной и доступной как для госструктур и застройщиков, так и для людей. Без цифровизации в дальнейшем будет невозможно оперативно и качественно управлять всеми процессами.
Кроме того, в Амурской области активно привлекают в отрасль молодых специалистов с цифровыми компетенциями, а действующие сотрудники минстроя области и подведомственных ему учреждений регулярно проходят обучение.
Хабаровский край стремится обеспечивать дальневосточные регионы стройматериалами и в целом сделать ДФО максимально независимым с этой точки зрения. Чтобы железобетонные конструкции на стройку школы или завода в Приморье или Приамурье шли не с запада страны, а из соседнего субъекта.
В крае создали промышленно-строительный кластер, объединяющий несколько десятков предприятий, а недавно отраслевая Ассоциация была зарегистрирована в системе Российских железных дорог как единый грузополучатель. Это позволит ускорить доставку в край необходимого сырья.
- Сегодня предприятия строительного кластера края на своих производствах используют сырье из других регионов России. С железнодорожных станций, расположенных на расстоянии от шести до восьми тысяч километров от Хабаровска, приходится возить доломит и доломитовую муку для стекольной продукции, технический гипс, химические смолы, специальный щебень, негашеную известь и так далее, - рассказал исполняющий обязанности первого замминистра строительства края Темирлан Магомаев.
Обычно доставка вагонов для грузополучателя в Хабаровском крае попадает в конец очереди, потому что каждому отдельному заказчику загружают всего лишь по 10-20 вагонов. А когда резиденты кластера выступают как единый клиент, состав значительно увеличивается, и грузы, идущие в сторону Хабаровска, становятся первоочередными.