Титель раскрывает нам людей, а что может быть интереснее в театре?
Андрей Максимов: На все оперы в постановке Тителя можно ставить "знак качества"
Александр Титель.
Александр Титель. / Григорий Сысоев/ РИА Новости
Александру Тителю - руководителю оперы Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - вчера исполнилось 75 лет.

Несется опера на всех парах… А конкретно - на каких? Музыка - главный "пар" - без сомнения. Есть даже такой жанр: концертное исполнение оперы. Это когда оперу просто поют, как в концерте. Если музыка хороша - то такое исполнение вполне действует на зрителя.

Однако, когда есть задача превратить концерт - в жизнь, тогда нужен еще один "пар" по профессии режиссер. Опера - жанр, конечно, прекрасный, но весь из себя очень метафоричный: в реальной жизни люди не поют - разговаривают. Как эту прекрасную метафору сделать жизнью? Как добиться того, чтобы слушатель превратился в зрителя? Чтобы он не просто восхищался прекрасной музыкой, но переживал за существование персонажей?

Задача - сложнейшая. Сколько лет я ставлю спектакли в драматических театрах, столько мечтаю поставить в оперном, чтобы понять изнутри: как там у них все устроено. Много чего останавливает, но, пожалуй, более всего - сам факт существования Александра Тителя. Лучше, чем у него не получится, а хуже - зачем?

Александр Титель - человек, отдавший всю жизнь опере. И по его спектаклям можно понять, что такое настоящая оперная постановка, и учиться этому, кто сможет и не побоится.

Титель начал в Свердловском академическом театре оперы и балета. Начал громко. На театре - хоть драматическом, хоть музыкальном - громкое начало в провинции, это когда о режиссере начинают шуршать слухи: слышали, мол, там-то появился такой-то… Так заговорили о Тителе.

А потом он привез в Москву оперу "Пророк" по Пушкину Владимира Кобекина - современного классика. Спектакль посмотрели. Восхитились. Создателям дали Государственную премию. И вскоре Александр Титель возглавил оперу в театре Станиславского и Немировича-Данченко. И тридцать лет и три года ею руководит.

Можно ли говорить, что у оперного режиссера имеется свой почерк? Мне кажется, да. Во всяком случае, когда речь идет о Тителе. И складывается почерк много из чего.

Во-первых, опера несется на всех парах, когда все "пары" - качественные. И музыка, и декорации, и все исполнители, а не только те, кто поет главные партии. На любую оперу в постановке Тителя можно, что называется, ставить "знак качества".

Во-вторых, для Тителя, как мне кажется, опера - не только качественное исполнение великой музыки, в конце концов, за оркестр отвечает замечательный дирижер, народный артист Феликс Коробов. Но главное - живая жизнь.

За тридцать лет и три года Титель, кажется, поставил все оперные жанры плюс оперетту. С одной стороны, скажем, "Хованщина" Мусоргского - мощное, трагическое произведение. Есть совсем недавняя "Русалка" Даргомыжского - этакая русская мелодрама про любовь. А есть и совсем забавный, непривычный для оперного театра "Робинзон Крузо" Оффенбаха или один из моих любимых спектаклей "Зимний вечер в Шамони" - своеобразная мозаика из разных оперетт.

Александр Титель умеет языком оперы рассказать живую историю. Фото: Василий Кузьмичёнок / АГН "Москва"

Для Тителя важно, чтобы зритель смотрел его спектакли эмоционально. Не просто умом оценивая происходящее, но подключая эмоции, душу, если угодно.

Одна из самых знаменитых постановок юбиляра великий "Евгений Онегин". Премьера случилась в 2007 году. Идет с успехом до сих пор. В чем секрет? В том, что Титель сумел рассказать живую историю. Не просто звучит красивая музыка, и артисты исполняют красивые арии. Происходит жизнь. Рвутся страсти. Погибают и обретают вторую жизнь судьбы. Тителя словно не интересует, что сюжет "Онегина" всем известен. Режиссер, как писал поэт, идет "по живому следу". Титель раскрывает нам людей, а что может быть интересней в театре?

Удивительное дело… С одной стороны, Титель создает авторский театр. Его спектакли абсолютно своеобразны и отличимы. А с другой, если я просто перечислю некоторых режиссеров, которых Александр Борисович зовет на постановки, станет ясно: он открывает двери для лучших, не боясь конкуренции. Штайн, Шапиро, Туминас, Михалков-Кончаловский, Ясулович, Писарев… Далеко не полный список. С трудом вспомню другой театр, в который бы главный режиссер не испугался звать такое созвездие. Значит, этот режиссер уверен в себе. Значит, судьба театра волнует его больше, чем удовлетворение личных амбиций.

Что такое живой театр? Говорим ли мы о музыкальном или драматическом? Множество ответов, хотя, по-моему, все просто: живой театр - это тот, в котором есть жизнь. В котором разные режиссеры ставят разные спектакли в разных жанрах, однако все - про людей, про проблемы их существования, про радости и беды, которые напоминают зрителю о его собственных бедах и радостях.

Александр Борисович Титель пришел в театр Станиславского и Немировича-Данченко в не очень простой для театра момент. Не будем вспоминать об этом, дабы не обижать предшественников. И создал один из лучших оперных театров. Сегодня любая постановка оперы в "Стасике" вызывает интерес. Театр радостно и ругают и критикуют, что тоже свидетельствует о его жизни.

Что стоит желать человеку в юбилей? Здоровья. Это конечно. Понятно. А еще?

Я бы пожелал Александру Тителю не терять радости работы. Потому что все его спектакли (даже самые трагические) созданы человеком радостным и увлеченным. Человеком, который зовет зрителя не на прослушивание серьезной музыки, а в очень интересный, яркий и разнообразный мир оперы.

Ждем новых премьер!

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться