Учителя математики рассказали, как увлечь детей формулами и задачами

В День математика - 1 декабря - самый лучший подарок всей стране сделали наши школьники. Российская сборная завоевала медали на 40-й Китайской национальной олимпиаде по математике, которая на днях прошла в городе Нинбо. Ребята получили четыре золотые и две серебряные медали.
Математика - это чудо! Главное - не бояться ошибок, ведь они - важная часть учебного процесса.
Математика - это чудо! Главное - не бояться ошибок, ведь они - важная часть учебного процесса. / РИА Новости

Но есть и "другая сторона медалей". По данным исследования Российской академии образования, больше половины школьников боятся уроков математики.

Как увлечь предметом? "РГ" спросила об этом учителей математики.

Владислав Годунко, учитель математики Каланчакской школы №1 (Херсонская область), член Всероссийского сообщества наставников-просветителей:

- Математика - это чудо! На самом деле математика доступна всем. Да, понадобится много терпения, усидчивости. Но решая задачи (пусть даже не всегда верно), изучая новые концепции, мы начинаем глубже ее понимать, видеть ее гармонию и чувствовать уверенность в своих силах. Главное - не бояться ошибок, ведь они - важная часть учебного процесса! Конечно, математика, как и другие науки, постоянно развивается и адаптируется к новым вызовам. Новые технологии, открытия и теории требуют переосмысления привычных подходов. Прежде всего задачи должны демонстрировать, как математика используется в реальной жизни, основываться на решении реальных проблем. Это точно поможет лучше понять предмет. Современные дети рождены с гаджетами в руках. Поэтому как ни крути, а без использования технологий не обойтись: викторины на онлайн-платформах, логические игры в мобильных приложениях. Но не будем забывать и о старых добрых "настолках", где требуются математические расчеты, например игры, где нужно считать очки или распределять ресурсы. Это поможет и предметом заинтересовать, и класс сплотить. Что еще нужно, чтобы влюбить ребенка в математику? Прежде всего учитель с горящими глазами, который покажет ее красоту, логику и важность для жизни.

Правда, у каждого ученика свой темп восприятия. Я отдаю себе отчет, что не все мои ученики и далеко не сразу "зацепятся" за предмет. Но тем интереснее работать. И главное - не нужно забывать, что в мире есть и другие интересные вещи, кроме доказательства теорем.

Арман Костанян, учитель математики лицея Иннополис (Республика Татарстан), призер Всероссийского конкурса "Учитель года-2023":

- Именно математика закладывает в мозг начала логики и пространственного мышления. Прежде всего каждый мой урок - это моя учеба. Я постоянно узнаю от детей что-то новое, необычное. Залог профессиональной педагогики - постоянный энергообмен. И еще нестандартный подход. А как еще удержать внимание ребенка? Как думаете, можно с помощью поэзии изучать математику? Вполне. Например, стихотворение Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека...". Разбираем с учениками: ночь - пространство, улицы - параллельные прямые, фонарь - перпендикулярная прямая, аптека - куб. Получился геометрический рисунок, по которому можно составить какие-то задачи.

А вот другой пример: где-то прочитал, что, если слушать классику, повышается работоспособность. Принес в кабинет синтезатор, уроки математики мы начинали с игры на нем. Я сам немного играю (за плечами музыкальная школа), даже ребятам было настолько интересно, что они стали какие-то произведения разучивать. Надо выходить за рамки предмета. Математика не должна быть сухой.