Смагин о фаворите матча за корону: Гукеш рискует, в нем видно желание победить

Счет в матче за шахматную корону между действующим чемпионом мира китайцем Дин Лижэнем и победителем турнира претендентов Гукешем Доммараджу из Индии пока равный - 3:3.
Говорить, что игра Гукеша Доммараджу (слева) и Дин Лижэня не соответствует статусу матча за корону, - перебор.
Говорить, что игра Гукеша Доммараджу (слева) и Дин Лижэня не соответствует статусу матча за корону, - перебор. / AFP

После шестой партии, которая завершилась вничью, оба соперника заслужили не самые лестные отзывы от коллег. Участник предыдущего чемпионского матча Ян Непомнящий назвал ее "одной из самых забавных и несуразных". А 14-й чемпион мира Владимир Крамник и вовсе отказался комментировать игру, так как "уровень шахматистов не соответствует статусу матча за титул".

О том, что же происходит за доской, подробно поговорили с вице-президентом Федерации шахмат России, международным гроссмейстером Сергеем Смагиным.

Сергей Борисович, какие впечатления от матча у вас? Во вторник будет сыграна уже половина из 14 партий.

Сергей Смагин: У Крамника и Непомнящего есть определенные основания говорить то, что они сказали. Хотя я не согласен. Утверждать, что качество игры не соответствует статусу - это перебор. Во многих партиях матчей с участием Крамника и Непомнящего можно вспомнить кучу всяких несуразностей. Но дело не в этом. Скорее всего, речь идет о том, что оба соперника не показывают той игры, на которую способны. Вокруг этого и ломаются копья: почему так происходит. С Дин Лижэнем вроде все понятно. Считается, что у него якобы депрессия. У Гукеша более неоднозначная ситуация, учитывая, в какой выдающейся форме он был последний год, когда с блеском выиграл турнир претендентов и выступил на Олимпиаде. Казалось, что на матче в Сингапуре он будет выглядеть так же солидно. Пока этого не происходит. Но ему только 18 лет. И более опытные, сильные, устойчивые шахматисты тряслись, когда выходили на такой уровень. А тут мы требуем от юноши, чтобы он показал свой максимум. Надо учитывать специфику матча на первенство мира. Он не похож ни на один супертурнир или командные соревнования. Не случайно тот же Магнус Карлсен отказался от чемпионских матчей. По его мнению, они выжигали его как личность.

Так что мне партии нравятся, пусть они и с ошибками. Зато есть борьба. Мне матч интересен. Я за ним слежу. Конечно, всегда можно прибавить. Но когда ты сидишь за доской, ты думаешь о других вещах, нежели комментатор, у которого под рукой компьютер, а то и не один.

У кого все же больше шансов на победу?

Сергей Смагин: У Дин Лижэня практически в каждой партии появляются шансы, чтобы развивать инициативу, он ими совсем не пользуется. Он старается свернуть игру, пытается действовать вторым темпом. Гукеш, наоборот, идет на риск. С моей точки зрения, даже на чрезмерный риск. И при этом он очень уверен в себе, как ни странно. Поэтому все-таки предпочтение отдам Гукешу, несмотря на то что он показывает незрелую игру именно в этом матче. У него многое не получается, особенно в дебюте. Тем не менее видны энергетика, желание побеждать. У чемпиона пока такого нет. Мне трудно представить, например, за счет чего Дин может выиграть хотя бы еще одну партию. Да, в первой так сложилось, что деваться было некуда: пришлось побеждать. А когда есть варианты - может, ничья, может, не рисковать - он смотрится не очень впечатляюще. Кажется, что его предел - сыграть в классику вничью и дойти до тай-брейка. А там как повезет.

Дин Лижэнь свои шансы упускает, а 18-летний Гукеш Доммараджу идет на риск, так хочет победить

Гукеш - самый молодой победитель турнира претендентов. Но у нас есть свой шахматный вундеркинд - 9-летний Роман Шогджиев, который стал победителем первенства мира. Можно в нем уже сейчас разглядеть будущего участника матча за корону?

Сергей Смагин: Роман - наш московский шахматист, самый перспективный из ребят его возраста и даже старше. Но в этом возрасте важно пройти стадии становления от юноши до мужчины. Это сложный момент. На нем ломались очень многие талантливые спортсмены. Нужны здоровье, нервная система, которые будут соответствовать его шахматному уровню. В ближайшие два года все эти вещи как раз и будут закладываться. Если этот период Роман вместе с тренерами и родителями пройдет удачно, вот тогда можно вернуться к вашему вопросу о борьбе за звание чемпиона мира.