Через год, в 1917 г., - они уже наравне с мужчинами, только живут дольше на несколько лет. И могут голосовать. Временное правительство в апреле 1917 г. дало им - своим указом - право голоса. Ура! А еще через год брачно-семейный ландшафт России уже совсем не узнать. Октябрьская революция! Все изменено до основания (сентябрь 1918 г.). Все дети - законны. Внебрачных детей больше нет. И их ущемлений - тоже нет. Все браки - гражданские, полный переворот. Только они признаются государством. Разная вера - не препятствие. Верьте или не верьте во что угодно, только женитесь. Раньше браки - только церковные. Отныне в церкви, под венец - только по вашему желанию. И еще, монашество - не повод для отказа в браке ("1-й Кодекс законов об актах гражданского состояния", 1918).
А как с разводами? Никаких проблем, никаких отлучений и наказаний. По вашему желанию, по твоему хотению, полная свобода разойтись! Количество разводов достигло "своего апогея в апреле 1918 г., когда число заявлений о расторжении брака почти в 9 раз превышало число заявлений о его регистрации", потом "постепенно шло на убыль, и уже в ноябре того же года число браков почти в 4 раза превышало количество разводов" (О. Шилохвост. "Александр Гойхбарг". С. 123). Естество взяло свое!
Все может меняться в России! Вашего наследства - больше нет. Наследовать - запрещено (декрет апреля 1918 г.). Все имущество уходит государству. А семье - все то, что не превышает 10 тыс. рублей, "в оперативное управление и распоряжение". И дарения - тоже нет (декрет мая 1918). Нельзя дарить на сумму больше 10 тыс. рублей.
Брак отныне - "свободный союз двух свободных личностей". Никаких "жена обязана повиноваться мужу". Ничуть не "пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании" (ст. 107 Свода законов Российской империи 1857 г., том 10-11). "Обязаны жить вместе" (ст. 103)? Да с какой стати? Любить супругу как "собственное свое тело" (ст. 106)? Это еще как посмотреть! Короче, все равноправны и никакого "унижения достоинства как неравноправной личности". Кормить должны друг друга оба, а не так, как при царском режиме: "доставлять жене пропитание" и "извинять ее недостатки и облегчать ее немощи" (ст. 106). Полное равенство! Все - соединяйтесь со всеми!
Но знайте, что эти брачно-семейные законы - временные, только на то время, пока существует "индивидуальная семья". А когда она умрет (зачем она нужна при социализме?) - исчезнут с лица земли и брачные законы. Никакой регистрации браков не будет (А. Гойхбарг. Введение. "1-й Кодекс законов об актах гражданского состояния", 1918. С. 7). А вместо "отеческой заботы" о детях будет "общественная". Отдайте ребенка обществу - и будет наш человек!
При любом великом потрясении в России рождается тысяча теорий, совсем из ряда вон, полуфантастических, но неизменно занимающих собой множество мечтательных мозгов. Конвейер теорий! Нет констант - а есть сплошные изменчивость и ошеломление.
Тут на сцену выходит великая бунтарка Александра Коллонтай, будущий посол в Швеции, кавалер многих орденов, с книгой "Семья и коммунистическое государство" (1918 г.). "Опору женщина должна научиться искать в другом месте, искать и получать ее не от мужчины, а от коллектива, от государства". Вот как! Замужем за государством? В постели с коллективом? "Семья перестает быть необходимостью как для членов семьи, так и для государства". "Домашнее хозяйство отмирает". Все централизовать! Готовку, уборку, стирку и штопку! По утрам к вам будут приходить специалисты и убирать! Все кухни - центральные. Прачечные - тоже! "Воспитание детей - дело государства!" "Семья обречена на разрушение!" "На месте эгоистической замкнутой семейной ячейки вырастет большая всемирная трудовая семья, где все трудящиеся, мужчины и женщины, станут прежде всего братьями и товарищами". "Именно эта форма гарантирует человечеству расцвет... радостей свободной любви, овеянной чувством истинного равенства и товарищества!" "Дорогу крепкому, жизнерадостному юному поколению, свободному, не стесненному в своих душевных и сердечных переживаниях!"
Количество теорий множится. Чем дальше, тем громче. Нужно охватить революцией весь мир! И вот на сцену выходят знаменитые, сталепрокатные "Революционные нормы полового поведения" (А. Залкинд. "Революция и молодежь", 1924). Смеяться будете? Нет? Пристегните пояса, вас сейчас будет трясти.
"Половая жизнь - неотъемлемая часть боевого арсенала пролетариата". "Все те элементы половой жизни, которые вредят созданию здоровой революционной смены, которые грабят классовую энергетику, гноят классовые радости, должны быть беспощадно отметены из классового обихода". "Половой акт не должен часто повторяться". Он заберет вашу революционную энергию! "Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия". Слишком много классовых сил на смену объекта!
"Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционной целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специального полового завоевывания". В зеркало не смотрись, помадой не мажься!
"Привлекать, побеждать в любовной жизни должны социальные, классовые достоинства, а не специфические физиологически-половые приманки". "Классово-бесплодные так называемая "красота", так называемая "сила" эксплуататорского периода человечества неминуемо будут стерты в порошок телесными комбинациями наилучшего революционного приспособления". Это что - комбинезон надеть? И рабочие рукавицы?
"Основной половой приманкой должны быть основные классовые достоинства". Ты - косынка, я - сапоги! Не должно быть ревности. "Если уход от меня моего полового партнера связан с усилением его классовой мощи, если он (она) заменил (а) меня другим объектом, в классовом смысле более ценным, каким же антиклассовым, позорным становится в таких условиях мой ревнивый протест".
Что сказать? Бойтесь новых теорий в эпоху великих перемен. Бойтесь мифов, бойтесь всего, что вам навяжут, присадят, вместят во все щелочки ушей. Бойтесь слепых поводырей. Бойтесь грубых, топорных слепков жизни - вместо жизни, полной страсти и непредвзятого мышления, без такого мышления - не дышать. Ясно мыслящий, любящий, рациональный человек, хорошо разбирающийся в устройстве общества, не поддающийся на крайности - это и есть человек будущего. Бойтесь одиночества. Семья? Была, есть и будет. И пусть будет большая семья - двое, она и он, их дети, поколения за поколением, в которых нет расставаний, нет разлук, а есть любовь, с которой хочется жить бесконечно. Как бы ни менялась Россия - пусть это будет.