Зачем некоторые покупают автомобильный номер дороже самой машины

По сети "Интернет" распространился вирусный ролик, в котором показывают автомобильные номера, выставленные на продажу по цене квартир, а то и домов. И самое интересное, что это правда. Действительно, красивые автомобильные номера до сих пор пользуются спросом. А судя по ценам, спрос на них довольно высок. 15 лет назад обсуждалась идея продавать такие номера официально, через государственные аукционы. Но пока от нее отказались. Не насовсем - временно.
В Госавтоинспекции номера не продают. Их выдают за уплаченную госпошлину.
В Госавтоинспекции номера не продают. Их выдают за уплаченную госпошлину. / РИА Новости

Итак, согласно этому ролику в Омске предлагают номер К555КК55 за 7,7 млн рублей. Казалось бы, номер дороже машины - это перебор. Но это не предел. В Ростове-на-Дону на продажу выставлен номер Р111РР61 за 8,8 млн. А в Краснодаре предлагают прикупить номер С777СС23 за 12 млн. Чем ближе к Москве, тем выше цены. В Красногорске за номер А999АА90 просят 16 млн, а в самой столице за номер Е001МР77 хотят 37 млн.

Но и это не рекорд. На сайтах продажи номеров можно найти и более крутые цены. Ну очень красивый номер Т999ТТ99 в Москве предлагается за 40 млн рублей.

Зачем и кому нужны такие номера, понять сложно. Конечно, их легко запомнить. Подчеркнуть статус того, кто едет на машине с такими номерами. Но, по сути, кроме понтов, в этом ничего нет. На дороге преимуществ такие номера никому не дают. Были номера специальных серий, предназначенных для правительственных машин либо машин спецслужб. Например, с буквами АМР и кодом региона 97. Или с буквами ЕКХ, и тут уже с любыми номерными сочетаниями. Но это было до той поры, когда появилась продажа автомобилей вместе с номерами. Но и такие автознаки не давали и не дают никаких преимуществ на дороге, кроме тех случаев, когда автомобиль оборудован спецсигналами. Так что практического смысла на дороге они не имеют.

Например, автор этих строк, будучи в Китае, побывал в деревне миллиардеров. Обычная с виду деревенька, но народ в ней очень зажиточный. И глава тамошней администрации ездит на машине с номером 001. Еще бы, первый человек если не в Китае, то в деревне точно.

Примечательно, что торговля номерами у нас официально не разрешена. Их присваивает ГИБДД при уплате госпошлины. В свое время даже шла борьба с красивыми номерами, поскольку это порождало коррупцию. С модой на них боролись не только в России. Так, в Сингапуре, например, красивые номера стали выдавать только на мусоровозы и прочие машины коммунальных служб. Таким способом воспользовались и в некоторых регионах России. Кому захочется ездить с номером мусоровоза или ассенизаторской машины.

Но по мере развития цифровизации Госавтоинспекция пошла другим путем. Был изменен сам принцип присвоения номеров. Если раньше они выдавались просто в порядке возрастания числа по очереди, то теперь электронная система сама присваивает тот или иной номер в случайном порядке из имеющихся.

Однако торговля ими и не запрещена. Потому появился серый рынок. Номер сам по себе не продается. Он продается вместе с машиной-донором. Новый автовладелец может ее перерегистрировать, а номер сохранить за собой. И потом повесить его на тот автомобиль, на котором он ему нужен.

При этом по объявлениям сложно понять, какой автомобиль будет продан в качестве донора. Ведь продается номер. А машина к нему прилагается в качестве довеска, как в советские годы банка килек в томатном соусе к банке красной икры.

Еще с 2010 года обсуждается тема создания аукционов по продаже красивых номеров. И даже был разработан соответствующий законопроект. Такой опыт есть в других странах. Номерами на аукционах торгуют в ОАЭ. В Китае, перед тем как купить авто, нужно сначала купить номер на него.

В России этот законопроект приостановили, ведь его нет в плане законопроектной деятельности, сообщили в минэкономразвития. В МВД к этому добавили, что организация таких аукционов в "реалиях настоящего времени" не является приоритетной задачей. Эх, сколько денег уплывает мимо казны.

Небольшой прайс-лист с сайта по продаже красивых номеров. За такие деньги проще еще одну машину купить. Фото: gosnom777.ru

Что же предлагалось ранее? Решили идти путем повышения госпошлин за определенное сочетание букв и цифр. Так, например, самая дорогая госпошлина - 600 тыс. рублей - должна была взиматься за знаки с одинаковыми буквами и цифрами. Например, за номер "А 555 АА". Значительно дешевле одинаковые цифры обошлись бы, если буквы разные. Например, за номер "О 777 ВК" госпошлина составила бы 150 тыс. рублей. Одинаковые буквы вообще значительно удорожают госномер. Так, за номер "А 300 НР" надо было бы отдать в казну 100 тыс. рублей, а за номер "К 300 КК" - 450 тыс. За номера с цифрами 001, 002, 003 и далее госпошлина составила бы 100 тыс. рублей, а за тот же порядок цифр, но с одинаковыми буквами - 300 тыс. За цифры 010, 020 и далее - 50 тыс., за них же с одинаковыми буквами - 150 тыс. За все остальные сочетания цифр, но с одинаковыми буквами - 200 тыс.

Но это был только проект. А судя по нынешним ценам на номера, которые уже превышают не только стоимость самих машин, но и стоимость квартир, проект действительно не актуален.

Кстати

Еще один ролик гуляет по Сети. На нем автомобиль тоже с красивым номером. Цифры одинаковые, только буквы в сочетании дают то слово, которое обычно пишут на заборе. И сразу становится ясно, что это подделка. Поскольку у нас в номерах используются только те буквы русского алфавита, которые по начертанию совпадают с буквами латинского алфавита. Потому ни буква "И", ни буква "Й" на регистрационных знаках применяться не может. Равно как буквы "Ю", "Ы", "Ф", "Я".