История одной самой обыкновенной семьи, оказавшейся на краю катастрофы. Что сделать, чтобы избежать войны? Кто может остановить неизбежное? Чем пожертвовать, чтобы спасти весь мир?
Корреспондент "РГ" встретилась с режиссером.
На удивительный, смелый шаг вы, Галина, решились! Культовый фильм Тарковского знают и любят, он стал событием в мире кино. И вдруг спектакль…С какой инсценировкой вы работали?
Галина Зальцман: Это подстрочник фильма, который Тарковский записывал, когда снимал кино. Его можно найти в интернете. Но мы с ним серьезно поработали, что-то сократили, добавили новые тексты, перемонтировали порядок сцен. Коррекция нужна была, потому что у театра свои законы, приемы, отличные от кино. Хотя сценарий этого фильма очень подходит для театральной сцены, это почти чеховская пьеса. Или ибсеновская. Или притворяется ею.
"Жертвоприношение" Тарковского - философская драма. У вас - театр абсурда.
Галина Зальцман: Да, как мне кажется, взгляд автора фильма на его персонажей более эмпатийный и философский, это рефлексирующая интеллигенция, находящая опору в искусстве, эти люди говорят об утрате веры, но, кажется, еще верят или по крайней мере страдают об этой утрате. Нам хотелось сместить угол зрения, потому что век сейчас другой, и персонажи этой истории сегодня - это запутавшаяся интеллигенция, которая все знает о Бахе, но не может расслышать в его музыке Бога, люди, живущие во времена, когда вера очень трудна. В очень похожее время родился театр абсурда - как попытка ответить на вопрос - как относиться к миру, который вывернулся наизнанку.
Пьеса "Жертвоприношение" только притворяется пьесой, похожей на жизнь, на логичную картину мира, да и сама наша жизнь только притворяется похожей на жизнь. Хотя можно ли найти логику в мире, который готов разлететься на куски? Особенно логику продолжения жизни, планов на будущее, например, и прочее. Это же чистый абсурд. Про это "Жертвоприношение".
Вы поклонница творчества Тарковского?
Галина Зальцман: Я вообще люблю кино и не только Тарковского. Мне нравится работать с киносценариями в театре - уже не один поставила на сцене.
Какие еще?
Галина Зальцман: "Я нанял убийцу" по сценарию финского режиссера Аки Каурисмяки, "Молодость" китайского режиссера Фэна Сяогана, "Рассекая волны" Ларса фон Триера, "Облако-рай" Николая Досталя и другие.
Почему вы выбрали именно этот сценарий Тарковского?
Галина Зальцман: Это продиктовано моим переживанием о мире сегодня. Очень агрессивная среда, новости, разговоры, с ними связанные, непонимание настоящих процессов, ощущение нависшей катастрофы. Мне и вспомнился последний фильм Тарковского "Жертвоприношение". Кажется, это главный фильм о великой просьбе человека. Что мы можем исправить, когда мир летит в тартарары? Один человек против всего мира, хотя, на самом деле, здесь это частное и личное возведено в обобщение, в просьбу каждого, в просьбу человека вообще.
Имена героев - прежние, как в фильме. А время и место действия у вас не уточняются, не перенесены в сегодняшнюю Россию.
Галина Зальцман: Да. К сожалению или к счастью, проходят годы, а человечество продолжает ходить по кругу, ну, или по спирали. В 1986 году, когда Тарковский снимал это кино, было напряжение в обществе, и спустя четыре десятилетия мы снова возвращаемся в похожую точку, на следующем витке спирали. Тогда нас миновала катастрофа…
Время не уточняется, потому что уже было много таких времен. И неважно, в какой стране это происходит - Швеции, Америке, Новой Зеландии... Люди везде примерно одинаковы, и проблемы человеческие схожи. И если люди перестали любить друг друга, любить место, в котором живут, перестали верить в то, что существует Бог, то это может произойти в любом месте, в любое время. Вопрос в том, как с этим справиться, как человечеству продолжаться.
Замечательный артист Артем Цыпин снова получил у вас главную роль. Большая удача для актера иметь "своего" режиссера, как и для режиссера - любимого артиста.
Галина Зальцман: Я вообще, честно говоря, придумала этот спектакль для него, на него. Я знала, что только с ним мы сможем придумать и пересобрать "Жертвоприношение" Тарковского как новый текст, как новый, необходимый повод для разговора о том, что тревожит. У меня не было и мысли о каком-то другом актере, и если бы здесь не было Артема, то я не стала бы браться за "Жертвоприношение".
С Артемом очень интересно работать, умный артист, пластичный. Кажется, мы работаем в тандеме, такое сотворчество дорогого стоит. В этом спектакле у нас вообще сложился хороший ансамбль. Репетиции были такими классными! Несмотря на то, что тема сложная, больная, острая. И было много различных сомнений и опасений. Но репетировали с большим счастьем, и я знаю, что артисты любят наш спектакль. Потому что он придуман каждым из них.
А какая отличная сценография!
Галина Зальцман: Семен Пастух - великий художник. Он очень здорово умеет решать пространство. Я выпустила с ним уже несколько спектаклей, мы хорошо слышим друг друга. Семен всегда предлагает интересные художественные решения, в том числе контрапунктирующие тексту, сопротивляющиеся ему и в итоге развивающие его. Тут мы с большим интересом обживали пространство, не все казалось удобным, но неудобство рождает новые пристройки, новое понимание места, вписанного в театральный зал, это не буквальный дом, это только его образ, образ утраченного рая. Это условный мир, а значит, нужно искать ключи к жизни внутри него, к существованию артистов в законе такого пространства.
Отметим и работу талантливого художника по костюмам Стефании Граурогкайте.
Галина Зальцман: Костюмы, с одной стороны, легко узнаваемые, с другой - Стефании удалось создать неуловимость времени. Вроде его и нет совсем, невзирая на то, что это не условные, а бытовые костюмы.
Действия на сцене сопровождает интересное видео. Специально выезжали с актерами на природу?
Галина Зальцман: То, что происходит на экране - это взгляд Малыша (то ли это сын героя, то ли маленький Александр…), это отдельный сюжет. Недалеко от Питера мы нашли отличную локацию под названием "Клен и дуб". В поле - два сросшихся дерева. Нам очень повезло. У нас был всего один съемочный день, надо было все успеть за этот день, и погода поменялась шесть раз! Мы ухватили весь ее спектр: солнце, ветер, дождь, облака - разные, а потом - сумерки, ночь… Все поймали. Тарковский, видимо, благоволил нам. Мы, во всяком случае, хотели бы в это верить.
На экране нет ни одного кадра из фильма. Но из уст героя на сцене однажды прозвучало: "так говорил Тарковский" (о музыке), что вызвало оживление в зале.
Галина Зальцман: Это шутка. Оммаж. Все знают, что спектакль сделан по сценарию Тарковского. Музыка Баха "Страсти по Матфею" звучит в фильме, и мы попытались поиронизировать - помахать Тарковскому из сегодняшнего дня, где Тарковский - это почти что Бах, а его слова о лучшем исполнении арии Петра Юлией Хамари - неоспоримая истина. Но это ирония. И не над Тарковским, а над нами самими, смотрящими, но не видящими, циничными и ироничными. То есть это даже ирония над иронией.
Галина Зальцман выпустила в Санкт-Петербургском ТЮЗе им. А. А. Брянцева премьеру спектакля "Первая любовь" по мотивам повести И. С. Тургенева.
Галина Зальцман - режиссер, педагог. Окончила актерский факультет ГИТИСа (курс А. В. Бородина) и режиссерский факультет Театрального института им. Бориса Щукина (курс Ю. Н. Погребничко). А также магистратуру Школы-студии МХАТ (курс В.А.Рыжакова).
Сотрудничает с разными театрами: РАМТ, Театр Российской Армии, "Современник", "Шалом" и другими. Лауреат фестивалей "Solo", "Красноярская весна", "Территория", театров малых городов России (Театр Наций). Спектакль "Я нанял убийцу" в Шарыповском драматическом театре (Красноярский край) стал лауреатом специальной премии жюри "Золотой Маски" 2021 года.
Старший преподаватель кафедры мастерства актера в ГИТИСе.
"Жертвоприношение" - четвертая постановка Галины Зальцман в Театре на Васильевском. Спектакль "Семью восемь" (Камерная сцена) вошел в лонг-лист Российской национальной премии "Золотая маска" - 2022; "Земля Эльзы" (Большая сцена) - народные артисты России Наталья Кутасова и Сергей Паршин стали лауреатами Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучший актерский ансамбль в драматическом театре". Спектакль "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - лауреат премии "Золотой софит" 2023 года в номинации "Лучший актерский дуэт" (Артем Цыпин и Михаил Николаев).