Ведущими церемонии закрытия стали музыкант, актёр, поэт и лидер группы "Комиксы" Василий Уриевский и актриса театра и кино Елена Николаева. Они пригласили на сцену жюри фестиваля: Сергея Титинкова (председатель), Ирину Розанову, Сергея Тарамаева, Любовь Львову и Антона Филипенко.
Главная награда кинофестиваля "Зимний" присуждена в этом году фильму "Операция "Холодно". Данил Иванов, снявший эту картину, отмечен как лучший режиссер, а Антон Кузнецов, сыгравший влюбленного водителя полицейского "уазика", назван лучшим актером. Мы писали про фильм в первом фестивальном обзоре и предрекали, что без призов он не останется. Так и вышло. История с черным юмором о событиях одной новогодней ночи вызывала отклик в сердцах жюри. А сама награда фильму накануне юбилея Алисы Фрейндлих (8 декабря любимой миллионами актрисе 90 лет) выглядела символично еще и потому, что продюсер картины - Никита Владимиров - внук Алисы Бруновны.
Приз за лучший сценарий вручили дебютантке Виктории Мокеровой за фильм "Чувства". Награда в номинации "Лучшая женская роль" досталась актрисе Ёле Санько, которая в этой же картине сыграла мать сорокалетнего сына. Мы также писали о фильме в обзоре. Работа режиссера оказалась пронзительной и искренней.
Судейская команда фестиваля воспользовалась правом отметить одну из картин особым призом с формулировкой "Специальный приз жюри". Награду получила картина "Гирокастра" режиссера Юрия Арабова. Приз за лучшее визуальное решение был вручен оператору картины "День недели - любой" Шандору Беркеши. Режиссер этого фильма Алёна Званцова.
На фестивале в отношении решения жюри сложилась интрига. Программа показов была составлена так, что казалось, что именно те четыре фильма, что демонстрировали в последние два дня, и будут главными претендентами на призы. Это картины "Гирокастра" режиссера Юрия Арабова, "День недели - любой" Алены Званцовой, "Шаман" Михаила Мерзликина и "ON и Она" Евгения Корчагина. Более того, председатель жюри - Сергей Титинков - все же в значительной степени человек телевизионный (глава Дирекции кинопоказов Первого канала) и можно было предположить, что он отдаст предпочтение фильму, в котором есть элементы зрительского и телевизионного кино.
В трех картинах "День недели - любой" Алены Званцовой, "Шаман" Михаила Мерзликина и "ON и Она" Евгения Корчагина - все названное присутствует в наибольшей степени. Каждую из них - хоть сейчас показывай на телевидении. Также в телевизионную сторону направлен и якутский фильм "Спид Стар", и он может украсить собой любой из якутских телеканалов, но все же на федеральном уровне его как лауреата значимого фестиваля авторского кино не рассмотрели, что по большому счету правильно. Победил на фестивале достойный образец именно авторского кино, и жюри не поддалось никаким соблазнам, хотя могло.
Большая удача фестиваля "Зимний" в этом году - это то, что в конкурсе оказался фильм Юрия Арабова "Гирокастра". А зрителям "Зимнего" повезло еще и в том смысле, что они увидели почти трехчасовую режиссерскую версию картины - в прокат выйдет сокращенная, ее хронометраж будет около двух часов. Об этом во время диалога с зрителями на фестивале сообщила продюсер картины Элла Архангельская.
"Гирокастра" могла получить и главный приз фестиваля. Что говорит в ее пользу? Фильм сделан классиком-драматургом. Его художественный руководитель Александр Сокуров - друг и соратник Арабова - вместе они не раз работали в творческом тандеме. Неповторимый стиль обоих творцов проник и в фильм, который, к сожалению, делался довольно долго.
Арабов перед своим уходом из жизни тяжело болел. Но все же фундаментальная работа - его дебют в качестве режиссера - была завершена. Рабочее название картины "Албанские жены", и казалось бы, чем она может быть интересна сегодня российскому зрителю. Ан нет - смотришь ее не отрываясь, поскольку понимаешь, что актуальная для любой страны, а для нашей - особенно, хоть действие и происходит в 60-е годы.
Главная героиня фильма Катерина в весьма достойном и талантливом исполнении Полины Лиске - выходит замуж за албанца Ариана по большой любви. И уезжает в чужую страну, которую принимает с открытым сердцем, как родную. На новой родине и молодую женщину принимают хорошо. Но... до поры до времени. К власти приходит диктатор, случайная встреча героини с ним положит конец мирному счастью ее семьи, но и в стране начнутся перемены не к лучшему. Гонения на Россию - как их часть. Муж уходит от жены, понимая, что она приносит ему несчастье, что не спасает его от суда и сфабрикованного признания.
Новая албанская подруга Вальбона (Лоредана Гьечи), ставшая самым близким человеком, укрывает брошенную жену, поясняя, что придут и за ней. Та могла бы и уехать, но она остается в Албании, обрекая себя на все круги ада.
Картина продолжает тему, поднятую, например в фильме Сокурова "Молох", снятого в 1999 году, где Юрий Арабов был соавтором сценария.
Фильм Алены Званцовой "День недель - любой" также выглядит продолжением творчества режиссера, которая часто исследует в своих работах изменения в семьях. Тут главные герои - писатель Алексей в исполнении Михаила Тройника и его жена, которую играет Евгения Крегжде. Кстати, оператор фильма, ставший лауреатом фестиваля - Шандор Беркеши - появляется и в кадре, в одной из ролей.
Ранее счастливая молодая семья подвергается мощной проверке судьбы, поскольку у Туси врачи находят злокачественную опухоль. В фильме - отличные актерские работы. Особенно у Евгении Крегжде, которая в своей игре сравнима с Джулианной Мур, играющей умирающую от рака в фильме "Все, что у меня есть".
Вот Туся красивая элегантная молодая женщина в необычных одеждах с тюрбанами на голове (костюмы в фильмах Званцовой - отдельная тема), и вот уже до некрасивости худая уходящая, тающая на глазах, больная и без волос на голове и с горящими угольками-глазами на осунувшемся лице. Фильм отталкивает зрителя тем, что Званцова, как с ней часто бывает, добавляет в сюжет обстоятельства, которые не кажутся правдоподобными.
Но те, что смотрят картины этого автора одну за другой, знают и тайну подхода - их нужно воспринимать шире, чем то, что показано на первом уровне. Так, ключ к проникновению в фильм "День недель - любой" - в том, что речь в нем не только о семье, где один человек умирает, а другой не знает, что с этим делать и перебирает разные варианты. Пара - то вместе, то отдельно, то в достойном мире, то в некрасивой ссоре. Это фильм о том, как рушится одна семья и создается другая. При этом партнер, с которым был прежде тот, кто нашел новую любовь, в буквальном и переносном смысле умирает. Званцова продолжает исследовать тему измены и новой жизни. И на этот раз настолько увлекается аналогией, что неискушенный зритель в какой-то момент все принимает за чистую монету и не может свести один логический конец с другим. На самом деле - и не надо искать логику. Просто чувствовать - сочувствовать и соотносить ситуацию с лично своей.
Фильм "Шаман" Михаила Мерзликина, как и "Гирокастра", еще завоюет свои главные призы на других фестивалях. Сильные стороны картины - это этника, потрясающие виды и обряды Хакасии вкупе с традициями. Берущий за душу сюжет - люди приходят к Шаману (Юрий Майнагашев), который по соглашению с духами не может им не помочь.
Главный представитель мира духов - (актриса) Ляна Ондур все время в опасной близости в виде женщины - хозяйки юрты. Но как же достают Шамана людские алчность и глупость, отсутствие принципов и совести. В фильме - немало популярных актеров: Марина Федункив, Янина Мелихова, Олег Васильков и другие.
Сцены диалогов в юрте Шамана (кстати, они могли бы лечь в основу и театрального спектакля) перемежают визуальные эксперименты. Египетский оператор Сэйф Гаалул творит с камерой нечто невообразимое под звуки горлового пения. Два момента, за которые можно пожурить талантливую картину, - это "проговаривание концепции" - Шаман произносит набор банальных мудростей, о которых зритель уже и так догадался. Если только он не ученик пятого класса средней школы и младше. Второе - яркое заимствование из фильма "Манчестер у моря", за что хочется дать по рукам сценаристу Анне Гуриной. Один из героев рассказывает Шаману о том, что выпил и забыл закрыть в доме заслонку у печи, от чего угорела его семья. Простите за спойлер, но чувство возмущения перекрывает этику журналиста.
Лента "ON и Она" Евгения Корчагина может войти в учебники российского кино - в плане того, как тема искусственного интеллекта проникает в фильмы. Причем как удачный пример. Съемка, интерьеры, костюмы и локации в Таиланде заставляют думать про отпуск даже того, кто в нем недавно был. И мечтать о таких технологиях, которые представлены в картине - и по отношению к транспорту - машина- "беспилотник" без водителя, и - к умному дому-отелю: хоть бы сутки в таком пожить.
Привлекательность гастрономической составляющей авторы тоже не отменили. Но самый большой плюс картины - игра Юлии Пересильд - как яркий пример того, как человек может взаимодействовать в кадре с нейросетями и искусственным интеллектом. Юлия играет Ксению, талантливого разработчика нового помощника "Ангел Хранитель". Именно ей предстоит встретиться в закрытом пространстве умного дома с Маркусом, который олицетворяет собой мир технологий.
На игре актрисы и держится это кино, в котором даже музыка - и та написана нейросетью. Заслуга автора сценария Константина Трофимова в том, что прописал конфликт живого и бездушного, но его же проблема - в том, что не углубил и не развил его. В итоге в картине поворот в сторону мотива "все хорошо, прекрасная маркиза" - песни, написанной отнюдь не электронным автором. Все слишком хорошо, чтобы кино считалось авторским, и даже зритель, который придет отдохнуть в кинотеатр, быстро многое забудет. Кроме игры Пересильд и первой стадии конфликта, конечно. И, если бы была в достаточной степени развита технология - заказать себе все то же, что в фильме, многие бы ею воспользовались. Например, автор этих строк захотела бы такое же платье и туфли, как у героини в финале.