В этом году non/fiction проходила в 26-й раз. Когда четверть века назад организаторы ее придумали, едва ли они предполагали, что именно она станет мейнстримом всех книжных форумов в России. Мысль была другой: представить исключительно "интеллектуальную" книгу, которая не пользуется повышенным спросом и не лежит на главных выкладках центральных книжных магазинов. Но в этой идее была провокативная составляющая. Кому из читателей не хочется прослыть интеллектуалом?
К тому же чтение книги, особенно бумажной, постепенно становится не столько способом досуга и развлечения (для этого появилась масса других возможностей), сколько своего рода личным вызовом современности с ее новейшими технологиями и информационным шумом. Сегодня человек, читающий книгу, не время свободное убивает, а проявляет уважение к себе, к своему разуму и своей, простите за высокопарность, бессмертной душе.
Но от этого и требования к книге становятся все выше. Страхи о том, что со свободой нас захлестнет "масскульт", дешевые и безвкусные издания с аналогичным содержанием, в итоге не оправдались. Достаточно пройтись по ярмарке сегодня и сравнить ее с прежними годами, чтобы увидеть, насколько культура книгоиздания растет, а не падает. "Дешевкой" уже никого не соблазнишь. Плохая книга не пройдет. Да и, в конце концов, всё у всех есть в телефоне: от новостей и скандалов до Ницше и Бердяева. Если же человек берет в руки книгу, значит, он ее заведомо уважает.
Как и самого себя.
Не случайно "цифра" на нынешней non/fiction держалась весьма скромно в виде симпатичного уголка приложения "Яндекс Книги", недавно заменившего "Букмейт". Крутящиеся на оси имитаторы обложек с названиями классических произведений, от "Золотого ключика" до рассказов Чехова, позволяли бесплатно сканировать штрихкод, чтобы эти произведения в телефоне прочитать. Но особого ажиотажа возле этого стенда я не заметил. Народ толпился возле бумажных изданий.
Их было невиданное количество, от крутейших научных исследований до комиксов, культура издания которых в России тоже неуклонно растет. От биографий "замечательных людей" до романов современных авторов. От детских книг до 18+.
Всего на ярмарке было 400 участников, 12 дискуссионных площадок, 300 событий нон-стоп и более 13 000 книжных новинок - цифры впечатляющие.
Было очень много посетителей. Гостиный Двор постепенно тоже становится для non/fiction тесноват.
Новинок было очень много, обозреть их в рамках моей колонки невозможно. Один только вывешенный на сайте ярмарки топ-лист в разделе "Литературные произведения" (имеется в виду как художественная литература, так и non/fiction) занимает несколько страниц и включает десятки новых наименований. А еще там есть топ-листы детской и молодежной литературы, комиксов и даже такого не вполне понятного мне раздела, как "Особое детство". Листая топ-лист взрослой литературы, нельзя не обратить внимание на то, что литературы "факта" здесь гораздо больше, чем литературы вымысла. То есть non/fiction, которую когда-то упрекали за то, что она смешала документальную и художественную литературу, нарушив "чистоту эксперимента", объективно все больше дрейфует в сторону "не вымысла". Представлявший свою мемуарную книгу "Игра в городки" в первый день ярмарки актер Юрий Стоянов привел слова Марка Твена, которые можно считать девизом non/fiction: "Правда невероятнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в рамках правдоподобия, а правда - нет".
Об этом же говорил во время дискуссии на Международном литературном форуме китайский переводчик русской литературы Лю Вэньфэй: "Фикшен все больше становится нон-фикшен, а нон-фикшен все больше становится фикшен".
Международный литературный форум - собрание авторитетных писателей, издателей и переводчиков со всего мира, - организованный АСПИР (Ассоциацией союзов писателей и издателей России), проходил в те же дни в Гостином Дворе и стал одним из самых заметных событий на ярмарке.
Моя личная находка на ярмарке - книга французского автора Мишеля Никё о Юлии Данзас. Это первая полная биография удивительной женщины, родившейся в Афинах, скончавшейся в Риме и прожившей поразительную жизнь в России. Она жила при дворе, дружила с императрицей, была ее фрейлиной; во время Русско-германской войны воевала кавалеристом в казачьем полку; после революции работала во "Всемирной литературе" у Горького; потом - Соловецкий лагерь, где ее увидел Горький, который сложными путями вытащил ее оттуда... И да, она была прямым потомком секунданта Пушкина.
Книга вышла в этом году в издательстве "Новое литературное обозрение".
Прекрасна мемуарная книга Михаила Шемякина "Моя жизнь: до изгнания", вышедшая в АСТ в "Редакции Елены Шубиной" и уже получившая премию "Большая книга".
Ну и хочу обратить внимание на книгу, которая вышла в издательстве "Время". Вячеслав Курицын, "Главная русская книга. О "Войне и мире" Л.Н. Толстого". Дотошный и талантливый комментарий романа, выполненный когда-то лидером "русского постмодернизма", а сегодня серьезнейшим толстоведом.