Проблему поведения в школе оценками не решить
Академик Болотов: Я бы работал с поведением не через учителя, а через устав
Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ, профессор.
Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ, профессор. / Владимир Трефилов/РИА Новости
На заседании Совета по правам человека, которое провел во вторник президент Владимир Путин, было озвучено предложение вернуть в школы оценки за поведение. Эта тема активно обсуждалась и в советские времена, и в современной России. Но каждый раз общество приходило большинством голосов к тому, что это не главное и не так нам необходимое. Главный вопрос - каковы критерии плохого поведения? За что ставить "пятерку", за что - "тройку", "двойку"? Представления об этом у учителей абсолютно разные и, как правило, очень субъективные. Нельзя ставить оценку на основе субъективных представлений. Именно поэтому их в свое время перестали ставить в дневник.

И еще очень серьезная история: как быть с детьми, у которых синдром дефицита внимания и гиперактивность? Ребенок гиперактивен, он не может долго сидеть на месте. Что ему ставить за поведение? И это только один пример. Надо помнить, что иногда поведение ребенка может быть связано с отклонением в психике.

Дети разговаривают во время урока. Двойка? Читает книжку на задней парте или играет "в телефон". Двойка? А, может, учитель просто не может заинтересовать предметом? Но тогда при чем тут ребенок?

Даже если допустить, что оценки снова появятся, что дальше? Какие последствия у ребенка за "неуд", какие привилегии за пятерку?

С учебными предметами понятно: двоечники, условно, остаются на второй год. А что делать с годовой двойкой по поведению? Из школы выгонять?

Нужны критерии, но я пока даже представить не могу, какими они могут быть. Помню, в советские времена у нас были "критерии воспитанности ребенка". Как выглядела проверка на воспитанность? Просили показать носовой платок. Нет его или скомканный - плохо, невоспитанный ребенок. Другое дело - отглаженный, аккуратно сложеный платочек. "Садись пять". Но разве это критерии?

И даже если эти критерии как-то будут придуманы и разработаны, боюсь, все это будет легко фальсифицироваться и интерпретироваться так, как будет нужно. Мы снова вернемся к субъективизму.

Но тогда как влиять на плохое, неправильное, опасное поведение?

На мой взгляд, это должно решаться через школьные уставы и школьное самоуправление. Когда не учитель ставит оценку за "не такое" поведение, а правила поведения четко прописаны в главном школьном документе - уставе.

Условно: в уставе прописано недопустимость порчи школьного имущества. Произошло такое - собирается школьный совет. Выносится предупреждение. Три раза повторилось - исключение из школы (при этом любые "санкции" должны быть четко прописаны в уставе). Я говорю сейчас о серьезных нарушения порядка: сломанная мебель, разбитые окна, драки, оскорбления учителей и учеников.

Разговоры на уроках, незаинтересованность - не предмет для серьезных наказаний, на мой взгляд. Разговоры могут вообще быть частью урока, когда в бурной дискуссии рождается какая-то истина, находится ответ на вопрос.

Резюмируя: я бы работал с поведением не через учителя, а через школьный устав и четкие правила. При этом принимать решения должны и ученики, и родители, и учителя.

Виктор Болотов
академик Российской академии образования, профессор ВШЭ
Поделиться