Для Воронежа вы предложили программу чисто французской музыки рубежа XIX-XX веков - как вам кажется, в чем ее актуальность сегодня?
Николя Краузе: Есть композиторы, от которых спустя время, может быть, немножко устаешь. Но есть такие, как Бах, Моцарт, Чайковский, и в этом ряду как раз Равель и Дебюсси, - они навсегда. Это не зависит от моды, просто они открыли какие-то новые двери, новые возможности... Думаю, сейчас их сочинения актуальны так же, как полвека назад, и через 50 лет вряд ли что поменяется.
Отличается ли восприятие французской музыки у музыкантов из России и у вас?
Николя Краузе: Я не уверен, что французский солист или дирижер по умолчанию ближе к французскому репертуару. Может, у нас есть какие-то традиции... Так говорят, но я не уверен, что это всегда правда. Французские оркестры - детальные, деликатные, очень аккуратно играют, но слегка боятся во время концерта выйти на максимум. У российских больше объема, звука, риска. Это другая психология. В каждой манере есть плюсы и минусы, но во время концерта лучше играть на максимуме.
Вы работаете в разных странах. Какая национальная психология вам ближе?
Николя Краузе: Знаете, мне очень нравится здесь. Я потерял контакт с Россией минимум 20 лет назад, потому что учился в Москве еще в 1990-е годы как скрипач (Николя окончил Институт имени Гнесиных и Московскую консерваторию. - Прим. ред.). Но у вас я себя очень хорошо чувствую. Приятно вспоминать концерты в Южной Америке, в Бразилии, Аргентине, особенно в театре "Колон" в Буэнос-Айресе... В Италии - там очень красивые залы и тоже эмоциональная публика. Россия, Италия и, может быть, Южная Америка - это самые интересные места для концерта.
Сольно не выступаете?
Николя Краузе: Нет, на скрипке уже не играю, только очень-очень редко с друзьями, раз в год. Я довольно поздно, после 20 лет, осознал, что не хочу становиться скрипачом. Но... лучше поздно, чем совсем поздно. Думал, не сменить ли вообще профессию. И тут мне дирижер совершенно случайно предложил заменить его на 15 минут. Я так хорошо себя почувствовал, что решил переучиться. Не будь тех 15 минут - как знать, может, работал бы журналистом, как отец, или в какой-нибудь фирме.
Слушаете ли современную музыку?
Николя Краузе: Старший сын Рафаэль - ему 18 лет - иногда дает что-то послушать, рок и так далее. Бывают интересные вещи, но рэп... Я сразу сказал, что это - нет. У меня три сына, они все играют на фортепиано, но не профессионально, по полчаса в день, просто чтобы иметь музыкальное образование. Это важно. Мой отец тоже так играет. У детей способности есть, но они не хотят становиться музыкантами: это слишком трудно.
Поделитесь секретом, как убедить детей окончить-таки музыкальную школу...
Николя Краузе: Не знаю, как в России, но у нас, конечно, публика сокращается, на академические концерты ходят в основном старые люди, и я не знаю, каким будет будущее у классики. Я думаю, что, если дети очень способны в музыке, тогда нужно нажать. А если так, плюс-минус, то лучше что-то другое попробовать с ними. Мои сыновья ходили в музыкальную школу с удовольствием, просто откровенно сказали, что не хотят делать это профессией, как у меня. Ну и ничего. Хуже нет, когда родители действуют насилием.
Что может привлечь сегодня публику в концертные залы?
Николя Краузе: Что касается репертуара, проблема в том, что публика хочет слушать известные произведения. И если у вас они заявлены в программе, зал будет полон. Но нельзя ведь все время играть одно и то же... Я бы сказал, что все-таки качество исполнения очень важно. Публика это глубоко чувствует. Если исполнение не очень... это опасно. Вообще есть очень большая разница в звучании: когда я как дирижер внутри оркестра, возникает эффект стерео, вокруг много всего происходит, и это очень интересно. А когда вы сидите в последнем ряду, воздействие звука в 10 раз меньше. Если в будущем придумают технологию, чтобы дать публике ощущения как бы с места дирижера или исполнителя, это будет отлично. Это будет по-настоящему живая музыка. Может, надо положение зрителей в пространстве поменять, а не воспроизводить рассадку, которая используется уже сотни лет... Привлекать людей в академические залы пытаются разными способами, в том числе, например, отбирая вокалисток по внешним данным. Девушки бывают очень красивыми, но - какая связь с голосом? А на слушателей это, оказывается, влияет...