Но и на природные алмазы цены сильно упали. Среди причин снижения их стоимости Збойков назвал переизбыток добычи и производства, который усилился пандемией 2020 года, а также геополитику, включая общий экономический спад в мире и санкции против российских алмазов. Все это привело к тому, что "Алроса" начала сокращать добычу, закрывая наименее рентабельные точки. "Из-за санкций диамантерам работать с синтетическими камнями стало гораздо интереснее и, главное, маржинальнее, чем с природными - ведь теперь природные камни нужно везти в Антверпен, на их сертификацию (что они не из России). Сроки операций выросли кратно, затраты диамантеров взлетели. При этом цена синтетических камней определяется себестоимостью их производства. Чем совершеннее технологии, тем ниже себестоимость", - пояснил эксперт. Число компаний, производящих синтетические алмазы, стремительно растет, особенно в Китае, поэтому им приходится конкурировать между собой, снижая отпускную цену на синтетические камни, добавил он. Более того, в условиях "зеленой" повестки синтетические алмазы вновь выигрывают у натуральных: стремление беречь природу коснулось и камней.
При этом Елена Воронкова, к. э. н., доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова, отмечает, что у натуральных бриллиантов есть конкурентное преимущество - их инвестиционная привлекательность. "Вложения в бриллианты выгодны, поскольку это постоянно растущий в цене актив, практически защищенный от систематического удешевления. Хотя рассчитывать на быструю прибыль от таких инвестиций не приходится", - поясняет эксперт.
В то же время экспортные показатели демонстрируют негативную динамику. Импорт алмазов в Индию, один из ключевых рынков, существенно сократился в сентябре этого года после роста, вызванного снижением цен в первом полугодии. По словам Збойкова, тенденция к сокращению поставок из России сохраняется, так как крупные индийские игроки избегают потенциальных рисков вторичных санкций, что ограничивает возможности российских производителей.
Эксперты уверены, без массированных инвестиций в маркетинг природные алмазы рискуют потерять конкурентоспособность. На пленарном заседании Кимберлийского процесса заместитель министра финансов России Алексей Моисеев обозначил ключевую проблему: существующих маркетинговых усилий "Алросы" и De Beers недостаточно. Традиционные кампании в США, Китае и Индии не компенсируют падение спроса на фоне стремительного роста рынка синтетических бриллиантов. По словам Моисеева, переломить тренд могут масштабные инвестиции в видовой маркетинг со стороны других участников отрасли. Поэтому Россия призывает компании стран Африки увеличить инвестиции в эту категорию товаров.
"Видовой маркетинг бриллиантов является способом увеличения спроса и потребления данной группы товаров в целом. Он имеет отраслевой, коллективный характер", - поясняет Воронкова. По ее словам, в последнее время крупнейшие компании в бриллиантовой отрасли все активнее используют маркетинговые стратегии, которые поддерживают продвижение собственных брендов. Но в условиях существующей конъюнктуры на рынке бриллиантов для успешности видового маркетинга важно организовать его коллективное финансирование в международном масштабе, соглашается эксперт.
"Для России вопрос этот крайне важен. Без массированной и очень дорогой видовой рекламы бриллианты из природных алмазов со временем станут никому не нужны", - считает Збойков. При этом нужно понимать, что наша страна на этом рынке - почти только поставщик, потому что доля России в потреблении бриллиантов крошечная, говорит эксперт. Он также добавляет, что мы никогда не занимались формированием мирового спроса на бриллианты, а в условиях нынешней геополитической ситуации наша страна в принципе не может что-то рекламировать из того, что потребляется на Западе. При этом более половины всех бриллиантов потребляют США.
"Если синтетика действительно вытеснит природные алмазы, то резко упадет маржинальность ювелирной отрасли, - предупреждает Збойков. - Именно на бриллиантовых украшениях достигается максимальная рентабельность и торговли, и производства. Украшения с бриллиантами из синтетических алмазов будут дешевле". Эксперт предположил, что рынок могут спасти цветные камни, если они поднимутся до цены, сопоставимой со стоимостью бриллиантов.
При этом Збойков полагает, что многие ошибаются, если думают, что то, что сейчас происходит - обычные колебания цен на алмазы. "Мы имеем дело с новыми трендами и политико-экономическими факторами. И без очень мощного денежного вливания в продвижение природных алмазов, в видовую рекламу бриллиантов по всему миру ситуация, по моему мнению, в норму никогда уже не вернется", - заключил эксперт.
Работа над видовым маркетингом природных камней уже началась. По информации журнала "Русский Ювелир", De Beers возвращает свой слоган "Бриллиант - это навсегда" в рамках категориальной рекламы натуральных бриллиантов в предстоящий рождественский сезон. Впервые этот слоган был озвучен в 1940-х годах, а в нынешней ситуации он вновь обрел актуальность. В 2024 году в рекламе появится новая фраза: "Естественные связи заслуживают натуральных бриллиантов".