Автоэксперт рассказал, как экономить на содержании машины зимой

Как избежать лишних трат в холодную погоду, не лишаясь при этом комфорта и привычной активности передвижения корреспонденту "Российской газеты" рассказал генеральный директор "Межрегионального объединения спортсменов ралли-рейдов" Дмитрий Перетятко
Архив "РГ"

С приходом зимы затраты на автомобиль растут как минимум из-за смены шин и увеличения потребления бензина. Избежать этих дополнительных трат никому не удастся, конечно, если человек не ставит свою машину на прикол до следующего дачного сезона, но есть способы сделать зимние траты более рациональными.

Содержание личного авто, если учитывать транспортный налог, страховку, техобслуживание, мелкие ремонты, мойки, парковки и шиномонтаж, - вовсе не дешевое удовольствие. По оценкам экспертов, российские автомобилисты тратят на это минимум 150 тыс. рублей в год. При этом чем больше пробег автомобиля, то есть чем активнее человек машиной пользуется, тем эта сумма выше.

Расходы зависят и от того, где человек ездит. В маленьком городке и ОСАГО дешевле (меньше рисков), и гаражные мастерские доступнее, и пробок меньше - значит, мотор не столько работает вхолостую, как в крупном городе.

Вообще пробег надо считать не по пройденному расстоянию, а по моточасам, которые накручиваются и пока мы стоим в пробках.

Самая большая статья расходов на автомобиль - горючее. При годовом пробеге в 20 тыс. км машина, потребляющая в среднем 10 л/100 км 95-го бензина, "проедает" в семейном бюджете дыру порядка

100 тыс. рублей. Однако зимой, когда расход топлива неизбежно растет, экономить на нем следует избирательно, особенно на его качестве. Поэтому продумывайте маршрут движения. Избегайте пробок, заторов по пути, а также частых светофоров, без нужды не лихачьте. Избегайте рваного темпа езды: если водитель то и дело нажимает на газ/тормоз, расход бензина будет вдвое выше, чем при езде на средней скорости. Та же малолитражка, пока она работает в своем узком режиме, прекрасно укладывается в свои 10 литров горючего даже на зимней дороге. Современный малолитражный, но высокофорсированный ДВС работает эффективно в довольно узком диапазоне, но при этом позволяет укладываться в 5-7 л на 100 км. За чертой города двигайтесь с крейсерской скоростью около 90-110 км/ч - это наиболее экономичный режим.

Заправляться следует только на проверенных АЗС и только тех, что находятся на пути вашего следования. Любой крюк до заправки, даже обещающей кешбэк клиентам, обходится дороже подаренных по программе лояльности условных ста рублей. К тому же ни одна избранная автомобилистом сеть не обеспечит его горючим по всей стране, придется менять проверенного заправщика. Поэтому удобнее пользоваться агрегаторами, их в России уже несколько, которые обеспечивают возможность заполнить бензобак в разных сетях, гарантируя качество горючего. Такие АЗС высвечиваются в приложении на смартфоне на всем пути следования (кстати, кешбэк, скидки и прочие бонусы у агрегаторов тоже имеются).

Особо рачительные водители стараются иногда экономить на времени прогрева машины. Они советуют уже после пяти минут работы двигателя на холостом ходу начинать движение, якобы ДВС прогреется до нужной температуры в пути. Не рекомендуют также злоупотреблять функцией дистанционного запуска мотора до выхода из дома. Хотя если просчитать, то увидим, что заметной экономии такие меры не дают (за ночь машина тратит на обогрев всего несколько литров), а вот комфорта и удобств водитель точно лишится.

Особо стоит остановиться на зимних шинах. Они есть разные по цене и качеству, но переобувать машину в сезон гололеда все равно придется. А вот какие выбрать? В мегаполисах типа Москвы и Санкт Петербурга, где все дороги залиты "химией", достаточно шин на липучках. Если приходится ездить по малым городам и тем паче между городами, то лучше традиционных шипов нет ничего. Всепогодные шины эффективны, если ездить в черте города, где под колесами чаще всего хорошо почищенный асфальт без наледи. Но надо быть готовым к тому, что всесезонные покрышки из-за круглогодичного использования служат меньше - 3-4 года, или около 50 000-60 000 км.

Если водитель готов повозиться, правда, заниматься этим надо было еще в межсезонье, то можно реально сберечь несколько тысяч на шиномонтаже. Для этого нужен комплект зимних шин, установленный на отдельных дисках, а еще домкрат, баллонный ключ, которые должны быть в каждой машине, и часок свободного времени.

Поскольку зима - самое грязное и слякотное время года, при каждодневной эксплуатации машина почти всегда будет чумазой. Но если водитель не хочет устраивать ей "банные дни" по состоянию, он скорее всего вынужден будет тратиться на более дорогую покраску авто, ведь под колесами не просто вода, но еще и реагенты.

Кондиционерами, а точнее системами климат-контроля, в машине зимой тоже можно и нужно пользоваться. Техника от этого не выйдет из строя, а вот ледяных рисунков на стеклах и повышенной влажности в салоне удастся избежать. После окончания холодного времени года, перед началом постоянного использования кондиционера, необходимо провести техобслуживание системы, заменить салонный фильтр, произвести антибактериальную обработку испарителя.

Огромный резерв экономии в любое время года - это сокращение нарушений ПДД и оплата связанных с ними штрафов, которые постоянно растут. Избежать всех ошибок на дороге мало кому удается, а камеры в нашей стране стоят с такой частотой, что сумма набегает до трех, а то и пяти тысяч в месяц. На этом фоне, как бы это не звучало парадоксально, куда экономичнее выглядят платные магистрали, где нет ни светофоров, ни камер, ни пробок и скоростной режим не нужно постоянно менять, то есть жечь лишнее горючее.

Справка "РГ"

Дмитрий Перетятко 15 лет занимается организацией чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам, а также прочими спортивно-туристическими мероприятиями: прокладкой турмаршрутов, пробегов, экспедиций, в том числе трансконтинентальных. Одним из запоминающихся его "заездов" был в пустыню Сахара из Москвы в Африку и обратно своим ходом.