В 2025 году российский мобильный гейминг будет смещаться в сторону Азии

Аналитики сходятся во мнении, что в уходящем году российский мобильный гейминг показал хорошие результаты. В 2025 году революционных изменений можно не ждать. Скорее, продолжится развитие трендов, которые появились уже давно, а одним из важных направлений станет рост экспортного потенциала, считают эксперты.

Смещение мобильного гейминга в сторону Азии игровой продюсер и основатель Vengeance Games LLC Константин Сахнов назвал устойчивой тенденцией.

"Китай, Корея, Япония давно обошли западные страны как по количеству геймеров, так и по выручке. И мобильный сегмент является ключевым для этих рынков", - отметил эксперт.

Более того, в декабре было подписано три соглашения в сфере видеоигр. Во-первых, Организация развития видеоигровой индустрии вместе с видеоигровой ассоциацией бразильского штата Рио-Гранди-ду-Сул ADjogos RS займется взаимным продвижением, благодаря чему увеличится присутствие российских видеоигровых студий в Бразилии, а бразильских - на российском рынке. Во-вторых, одна из ведущих видеоигровых студий в Южной Корее договорилась с московской видеоигровой компанией о выпуске в Южной Корее мобильной игры Mage Secret от компании Geeky House. В планах у них - совместные перекрестные выставки и конференции. Также соглашение заключили сообщество независимых разработчиков игр Indie Go и индонезийская ассоциация разработчиков видеоигр AGI. Все это произошло в рамках Московской международной недели креативных индустрий.

И все же, по словам Сахнова, выход на азиатский рынок является сложной задачей для отечественных разработчиков: во-первых, это разница в культурном коде, а во-вторых, большая конкуренция и законодательные ограничения.

В целом мобильный рынок в России показал увеличение на 5% год к году. Этому, в частности, способствует увеличение числа владельцев смартфонов, сказал руководитель мобильного направления Astrum Entertainment Алексей Скребцов.

В 2025 же году появятся новые гибридные жанры, как, например, сочетание гипер-казуальных элементов с хардкорными механиками 4х-стратегий, предположил Сахнов.

Еще один тренд - развитие инди-сегмента, который традиционно выходил на ПК. Сегодня уже появляются первые игровые продукты, созданные независимыми разработчиками для мобильных платформ.

"В мобайле растет запрос на творчество, однако массовому расцвету инди на телефонах мешают проблемы с монетизацией. Пока мы не до конца понимаем, как инди-игры будут зарабатывать на мобильных платформах, но конкурировать с большими мобильными проектами они точно не должны", - уточнил собеседник.

Управляющий партнер Heads&Made и эксперт в области игровой индустрии Ярослав Мешалкин уверен, что произойдет взрыв мобильного гейминга на базе мини-приложений в Telegram. Тем более что уже сейчас на смену примитивным "тапалкам" и криптоиграм приходят классические развлекательные механики.

"Не случайно Павел Дуров в ноябре существенно расширил их функционал, добавив, например, крайне важный именно для игр полноэкранный режим", - отметил он.

Аналогичным путем изначально шел китайский WeChat, напомнил Мешалкин.

Также в стране будет и дальше развиваться кросс-платформенность, которой способствуют рост производительности мобильных устройств, стремление к долгосрочному удержанию пользователей и переход на новые платежные системы. В результате уже сейчас мобильные продукты стали чаще обзаводиться веб-версиями, а веб- и ПК-проекты начали оценивать перспективы выхода на мобильный рынок, добавил Скребцов.

Однако, по его словам, индустрия по-прежнему находится в процессе адаптации к произошедшим изменениям.

"Оставаясь в рамках локального российского рынка, крупным мобильным проектам трудно достигнуть и поддерживать долгосрочную прибыльность. Поэтому разработчики - и крупные компании, и независимые студии - будут продолжать искать возможности для выхода на международный рынок", - считает собеседник.