Сейчас ДГТУ совместно с бизнесом внедряет новую образовательную модель. По словам ректора вуза Бесариона Месхи, она предполагает соответствие образовательных программ бакалавриата и специалитета запросам технологического рынка. Подготовка кадров основывается на базе реальных проектов в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, беспилотных технологиях, робототехнике, биоинженерии, ветеринарии, ИТ и других.
С помощью отечественных цифровых решений студентов обучат технологиям, востребованным в реальном секторе экономики. В их числе 3D-моделирование, виртуальные испытания, реверс-инжиниринг, технология информационного моделирования в строительстве. Как сообщает пресс-служба компании-партнера, на факультете "Кораблестроение и морская техника" запланировано оснащение учебных аудиторий и конструкторского бюро. Петербургская фирма предоставит лицензированные программы для проектирования судов на базе системы "Компас-3D" и ее приложений.
Содействие в подписании соглашения оказало руководство Азовской судоверфи. Документ также предусматривает взаимодействие при формировании регионального судостроительного кластера. Как отмечает пресс-служба главы Ростовской области, в регионе создадут южный межотраслевой кластер "Губернаторский студент".
Новые кадры для судостроения будут востребованы уже в ближайшем будущем. На прошлой неделе в Волгограде председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев провел совещание, на котором шла речь об участии местных промышленных предприятий в развитии судостроения страны. Среди основных тем совещания - перспективы пассажирских и грузовых перевозок по Волге, модернизация и строительство портовой инфраструктуры, развитие круизного туризма и обеспечение региона судами типа "река - море".
- В условиях введенных недружественными странами санкций в отношении морских перевозок с участием российских лиц необходимо наличие современных и независимых от внешней конъюнктуры отечественных мощностей по строительству судов для выполнения международных грузоперевозок, - говорит Патрушев.
Промышленность Волгоградской области давно работает для флота. Так, алюминиевый завод с 2020 года выпускает протекторы для защиты от коррозии корпусов судов, танков для хранения и транспортировки жидких продуктов, мостов и других стальных конструкций. Также работают Волжский судостроительно-судоремонтный завод и Волгоградский завод судового машиностроения. Производственный комплекс "Ахтуба" занимается гидроакустическими и навигационными системами. Волгоградская область играет важную роль транспортного узла для речных перевозок.
Судостроение выступает одной из ключевых отраслей экономики Астраханской области. На верфях возводят объекты для шельфовых месторождений на Каспии, пассажирский и дноуглубительный флот и контейнерные суда для МТК "Север - Юг". С 2020 года производство растет ежегодно на 17 процентов. На данный момент общий портфель заказов астраханского судостроительного комплекса превысил 50 миллиардов рублей. Так, например, компания "Стройлидерплюс" строит четыре буксира для казахстанского предприятия. По данным регионального министерства промышленности, продолжается сборка несамоходного многочерпакового земснаряда производительностью 250 кубометров в час. Рабочие ведут трубомонтажные, электромонтажные и окрасочные работы.
Ранее Казахстану уже были переданы несамоходные шаланды для транспортировки грунта и два земснаряда. Есть и российские заказы. Астраханцы строят также два несамоходных фрезерных земснаряда и три судна обеспечения для Росморпорта. Их будут использовать на Волго-Каспийском морском судоходном канале.
В начале декабря Южный центр судостроения и судоремонта и Каспийский институт морского и речного транспорта подписали соглашение о создании научного центра. Цель та же, что и у ростовчан, - подготовка специалистов в области судостроения. Предусмотрено внесение изменений в учебный план, что позволит организовать теоретические и практические занятия на заводе.
Николай Патрушев, помощник президента РФ:
- Для защиты национальных интересов России важно обеспечить баланс сил, составляющих боевую мощь флота и средств их обеспечения. Надо развивать производство безэкипажных подводных аппаратов и робототехнических комплексов, создать единый центр компетенций по их разработке. Важно, чтобы ВМФ развивался как единая боевая система, управление которой должно обеспечиваться за счет внедрения передовых технологий и цифровых решений.