Бампер небитый и некрашеный
Какие подержанные запчасти стоит разрешить использовать повторно? Какие точно будут безопасны?
Евгений Уфимцев: Исправные и годные к дальнейшей эксплуатации комплектующие изделия: детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима. Эти компоненты не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, изменений конструкции, формы и геометрии, не предусмотренных изготовителем, а узлы или агрегаты должны находиться в работоспособном состоянии.
Не допускается повторное использование компонентов, признанных непригодными по результатам диагностики или дефектовки, подвергавшихся ранее ремонтным воздействиям, влияющим на безопасность дорожного движения, имеющих коррозионные повреждения, требующих ремонта. А также компоненты, повторное использование которых ограничено действующими нормативными правовыми актами, техническими регламентами.
Это касается только ремонта по ОСАГО или и каско?
Евгений Уфимцев: Данное изменение прорабатывалось в плоскости законодательства об ОСАГО в части возможности расширить определенные нормы закона, но в целом проведенная в этом направлении работа касается всей отрасли по ремонту автотранспорта.
Вы утверждаете, что это сможет повысить долю возмещения по ОСАГО ремонтом. На сколько? И почему это важно?
Евгений Уфимцев: Мы ожидаем, что введение возможности проведения восстановительного ремонта с использованием бывших в употреблении запчастей позволит увеличить долю ремонта в выплатах по ОСАГО. Сейчас она составляет не более 5-6 процентов, что в несколько раз ниже прежнего уровня. В целом нам представляется, что создание сферы использования при ремонте б/у запчастей позволит автовладельцам не тратить время на длительное ожидание новых деталей и получить услугу по ремонту здесь и сейчас. Это также важно для страховщиков и автосервисов. Ведь у них снизятся риски пропустить установленные законом сроки, а потом платить за это компенсации.
Какие риски могут возникнуть при реализации этой инициативы?
Евгений Уфимцев: Использование комплектующих изделий, бывших в употреблении, при выполнении восстановительного ремонта поврежденного авто связано с риском ухудшения технического состояния транспорта и снижением уровня их безотказности. Это обуславливает необходимость введения технических требований и ограничений, снижающих негативные последствия.
В состав технических требований к использованию б/у компонентов при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспорта, которые уже разработаны, входят разные аспекты. Это оценка соответствия бывших в употреблении компонентов тому автомобилю, на который их предлагается поставить. И в целом категории транспорта, для которых допускается использование таких компонентов при выполнении восстановительного ремонта. Кроме того, минимальный срок службы машин, при ремонте которых возможно использовать б/у компоненты. Так, например, пока речь идет только об автомобилях не младше шести лет.
Но кто скажет, что та или иная запчасть вообще безопасна для повторного использования?
Евгений Уфимцев: Для этого должны быть установлены техтребования к организации и методам дефектовки и диагностики побывавших в аварии машин. Увы, их пока нет. Кроме того, потребуется установить учет износа б/у компонентов. Ведь они не могут стоить столько же, сколько новые.
Необходим также перечень запчастей, закрепленный законодательно, которые можно использовать для восстановления авто, если деталь подержанная. Эти требования и стали нашей целью, чтобы снизить те риски и опасения, которые обоснованно возникают при отсутствии какого-либо регулирования.
Ранее в Минфине России поддержали использование подержанных запчастей для ремонта, а в Центробанке считали, что необходимо провести исследование безопасности их использования. Когда можно ожидать разрешения использовать такие детали?
Евгений Уфимцев: Повторное использование бывших в употреблении компонентов стало одним из мировых трендов внедрения "зеленой" экономики и борьбы с климатическими изменениями. В большинстве стран внедряется концепция "право на ремонт" (R2R - Right to Repair). Законодательством этих стран создаются условия, мотивирующие потребителей и изготовителей продукции использовать б/у компоненты, соответствующие требованиям безопасности. Их использование делает ремонт доступным и привлекательным для широкого слоя потребителей, снижая энергоемкость, ресурсопотреб-ление и вредные выбросы.
Страховые компании зарубежных стран уже широко используют бывшие в употреблении компоненты при восстановительном ремонте.
Но у нас даже соответствующего законодательства и условий для его применения нет. Не так ли?
Евгений Уфимцев: Результаты исследований НИИ автомобильного транспорта подтверждают возможность повторного использования компонентов, соответствующих требованиям безопасности. Эти результаты, а также свои предложения по изменениям в действующее законодательство РСА направил в Госдуму и правительство РФ. Поручения кабинета министров по подготовке и реализации таких изменений уже направлены в целый ряд министерств, в начале декабря мы получили ответ из правительства, в котором нам предложено представить дополнительные материалы, обосновывающие нашу инициативу, и сообщается о готовности рассматривать вопрос. В составе этих материалов мы направим в кабинет министров имеющуюся у нас информацию о потребности автовладельцев в ремонте после ДТП с использованием б/у запчастей, а также о степени готовности автовладельцев к такому решению проблемы. Кроме того, важными при принятии решения будут статистические данные по доле натурального возмещения в общем объеме выплат по ОСАГО. А также сведения о конкретных марках авто, для которых проблема запчастей для ремонта стоит особенно остро. Подготовка и обработка этих данных будет проводиться во взаимодействии с профильными министерствами. Без этого никакие поправки в законодательство, касающиеся десятков миллионов автовладельцев, не могут быть даже рассмотрены по существу.
Александр Харагезов, директор департамента страховых выплат АО "АльфаСтрахование":
- Наша компания давно поддерживает данную инициативу, так как использование б/у деталей поможет сократить сроки ремонта автомобилей по ОСАГО и в перспективе может способствовать повышению доли ремонта в ОСАГО.
Сергей Сыч, начальник отдела по работе с партнерами блока "Урегулирование убытков" ПАО СК "Росгосстрах":
- В условиях отсутствия возможности получить оригинальную деталь либо ее качественный аналог в предусмотренные законом сроки считаем возможной установку б/у запчастей хорошего качества без согласия клиента. Считаем, что это позволит сократить сроки восстановительного ремонта, что в первую очередь в интересах самих клиентов. В то же время со стороны страховых компаний требуется жесткий контроль за СТОА, чтобы предотвратить злоупотребления в использовании некачественных б/у деталей.
Игорь Иванов, вице-президент САО "РЕСО-Гарантия":
- Мы поддерживаем любые меры, которые позволят улучшить качество и скорость предоставления сервиса. Вопрос в реализации и прозрачности условий данного предложения для клиентов и его законодательном закреплении. Главное, чтобы деталь, которая будет ставиться на автомобиль, была нормального качества и это устраивало всех участников процесса. Возможно, границу возраста, после которого стоит разрешить использование таких деталей, стоит соотносить со сроком гарантии на авто. А для машин на гарантии вводить такое новшество, только если сам клиент к этому готов.
При этом думаем, не стоит ограничивать сегмент ТС, к которому будет применима такая практика, по маркам и моделям авто, так как это усложнит процесс урегулирования и ставит клиентов в неравные условия. Закон должен работать одинаково для всех
Насколько это поможет сократить сроки ремонта авто и увеличит его долю, в цифрах оценить сложно: пока мы не понимаем итоговых условий, при которых будет работать предлагаемая мера, - для авто каких категорий и возраста это будет возможно, какие б/у запчасти можно будет применять.
Рынок б/у запчастей и автомобилей очень динамичен. При этом по ряду редких для нашего рынка марок авто будут проблемы и с б/у деталями. Но процент страхового возмещения путем ремонта должен возрасти.
По данным Национальной страховой информационной системы, можно говорить о стремительном старении автопарка при неравномерном замещении в пользу китайского автопрома. А также о формировании восходящего тренда средней выплаты и сумме выплат в целом по ОСАГО как в сегменте легковых, так и грузовых автомобилей.
Так, например, за неполные 11 месяцев 2024 года данные следующие. В сегменте новых легковых автомобилей и автомобилей возрастом до 3 лет средняя выплата составила 92 140 рублей (это на 12 процентов выше, чем годом ранее). Всего по этому сегменту было выплачено 5,57 миллиарда рублей (рост на 315 процентов относительно 2023 года). При этом в текущем году средняя выплата по китайским авто впервые превысила 100 тысяч рублей, а сумма всех выплат составила свыше 2,8 миллиарда рублей (более 50 процентов от всей суммы данного сегмента). По авто до 3 лет категории С (грузовики массой до 3,5 тонны) средняя выплата выросла на 11 процентов и составила 110 500 рублей, а общие выплаты выросли на 257 процентов относительно прошлого года.
В сегменте автомобилей старше 10 лет средняя выплата составила 90 700 рублей (рост на 17 процентов), а всего выплачено 38,6 миллиарда рублей (рост на 12 процентов). В категории С по ТС старше 10 лет средняя выплата составила 122 тысячи рублей (рост на 9 процентов) при том, что число убытков в этой категории снизилось на 18 процентов.