В этом сезоне ТФО - одному из самых молодых филармонических оркестров России - исполняется 10 лет. Как высказался его худрук и главный дирижер Юрий Медяник, пришло время демонстрации новых достижений за пределами родины.
- По соглашению господин Ду станет резидентом оркестра. Это значит, что в течение двух лет он будет писать для нас произведения, а мы получим эксклюзивное право исполнять их первыми. Знаете же это правило: кто выступает вначале, тот и входит в историю. Кроме того, наш партнер обязуется популяризировать тюменский коллектив в своей стране посредством записей. Кстати, мы обговорили задание: это будет сочинение о дружбе России и Китая, - рассказал худрук.
Сяо Сю Ду не только автор симфонической и камерной музыки, балетов, песен, фольклорных мелодий, композиций к фильмам и телепроектам. Он организует многочисленные фестивали и руководит Ассоциацией композиторов провинции Цзянсу и Ассоциацией музыкантов города Нанкин. Национальная премия "Золотой колокольчик" - свидетельство его таланта и успеха. Понятно, почему Юрию Владимировичу так интересна работа с восточным гостем. Интерес этот, к счастью, взаимный.
- В прошлом году приезжал на Северный Кавказ - получил незабываемый опыт. Теперь по приглашению скрипача Сюй Дженя прилетел в Западную Сибирь. Я рад находиться в Тюмени и слушать филармонический оркестр! Наши школы разные, но ваша артистическая молодежь открыта к восприятию музыки других народов разумом, сердцем и душой. Совместный проект пойдет на пользу публике, расширит ее кругозор, - заявил господин Ду, довольный результатами репетиций.
Зрителей предупредили, что ТФО представит нечто неординарное, однако залу нравилось. Четыре произведения, два из которых написал композитор-резидент, как одно мгновение. "Цветущая весна" создана в 2020-м на основе романтической трагикомедийной пьесы 1598 года "Пионовый павильон". Соло на флейте в финале исполнил сам господин Ду. Сюита "Ранняя весна" 2000 года базируется на новелле драматурга Шоу Шына про революцию в Китае. Во "Влюбленных бабочках" композиторов Чжан Хао и Чен Ганг солировал Сюй Джень: его инструмент пел о том, как законы феодального Китая погубили любовь молодых сердец. Пожалуй, самым современным по стилистике, ритму, настроению публика назвала сочинение "Шанхайский стиль" Цуй Синя. Картинки и пейзажи жизни мегаполиса: недолгое спокойное утро, заводной день, насыщенный вечер, короткая ночь и снова утро перед рабочей страдой. Нам тоже это знакомо, мы живем точно так же…
В некоторых моментах эрудированные слушатели будто бы узнавали Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича… Нет, не показалось.
- Основы современной китайской музыкальной культуры заложил великий русский стиль. Влияние усилилось, когда Китай стал проводить политику открытости. Ваши знаменитые композиторы - наши учителя, мы равняемся на них, но вряд ли приблизимся к их славе, - поклонился господин Ду.
Столь откровенное признание греет. Спасибо за вечер и честность!