В чем секрет популярности гжели? Разобрались на выставке в Москве

В Музее декоративного искусства 20 декабря состоялось открытие выставки "Формула Гжели", где впервые представили самые необычные экспонаты, до этого хранившиеся в фондах. О появлении знаменитого бело-синего оттенка, истории ремесла и других любопытных подробностях производства корреспондент "РГ" узнала одним из первых.

В экспозиции можно узнать о развитии промысла со второй половины XVIII века и до наших дней. За три века старинное ремесло претерпевало изменения: росло, приходило в упадок и снова возрождалось. Первые упоминания Гжели датируются 1339 годом, когда Иван Калита упоминает об этой местности как о прибыльной ремесленной волости.

Однако до привычных нам бело-синих узоров было ещё далеко, ведь яркие керамические изделия стали создавать только в XVIII веке. Пятицветная майолика продавалась по всему миру.

"Здесь более 700 экспонатов, по которым можно проследить всю историю этого удивительно теплого, по-настоящему русского ремесла. Особенно мне приятно показывать традиционные формы, придуманные крестьянскими мастерами. Обратите внимание на квасники и кумганы с выемкой в середине. Туда закладывался обёрнутый в ткань лёд, чтобы охлаждать напиток. Вообще нужно понимать, что уникальность Гжели заключается в ее мастерах, которые были зачастую крестьянами. Они освоили европейские техники майолики и вдохнули в них русские формы и мотивы, создав уникальный и ни на что не похожий промысел", - рассказала заведующая отделом керамики Музея декоративного искусства Елена Ворушилина.

По представленным экспонатам можно, словно по учебнику истории, пройти по основным вехам жизни страны. С чайников и ваз смотрит Николай I, а кружки времен русско-турецких войн выполнены в форме голов турок.

Начало XX века с политическим и экономическими потрясениями не могло не сказаться на искусстве Гжели. Производства пришли в упадок и сильно снизился уровень изделий. Возрождение производства в полной мере произошло уже в послевоенные годы. Искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова создали новый стиль гжельского фарфора на основе бело-синего полуфаянса XIX века. Именно в этот момент Гжель окончательно приобретает привычные нам оттенки.

На выставке можно не только познакомиться с историческими экспонатами, но и узнать, чем живет промысел в наши дни. Объединение "Гжель" представило в экспозиции самые яркие работы своих живописцев, поражающих воображение. Например, стоит детально рассмотреть сосуд, передающий атмосферу русской зимы, где все люди и предметы выполнены в объёме и невероятно детально.

Прикоснуться к истории древнего промысла и рассмотреть его образцы можно до 9 марта.