Форум, организованный Национальной газомоторной ассоциацией при поддержке "Газпрома" и "Автотор Холдинга", собрал на площадке в Калининграде представителей федерального правительства, региональной власти, бизнеса, операторов газозаправочной инфраструктуры и производителей оборудования для отрасли.
По последним данным, потребление газа на российских заправках выросло с 300 миллионов до 1,5 миллиарда кубометров. Разом газовые заправочные станции могут принять до 500 тысяч автомобилей.
Метан отлично показывает себя как при минусовых температурах, так и в жару. При этом значительно сокращается объем вредных выбросов в атмосферу, а сам двигатель служит дольше.
В качестве примера эксперты на форуме привели Санкт-Петербург, где пять лет назад начали массово переводить автобусы с дизеля на газ. Сегодня экологическим топливом там заправляют 75 процентов парка общественного транспорта. Это сразу позволило Северной столице переместиться с 49-го места экологического рейтинга на девятую позицию.
В пользу метана говорит и его стоимость: если литр 95-го бензина в Калининградской области уже давно перешагнул отметку в 62 рубля, то такой же объем газа обойдется на заправке всего в 25 рублей. По подсчетам "Газпрома", в 2023 году экономия от использования газомоторного топлива составила 50 миллиардов рублей по России. В 2024 м этот показатель уже преодолел отметку в 70 миллиардов рублей. И эти цифры, убеждены в компании, будут только расти в будущем.
Процесс перевода транспорта с бензина и дизеля на газ инициировали многие крупные компании. Так, например, "Мираторг" уже экономит на своих грузовиках свыше 200 миллионов рублей в год. В самом Газпроме после такого технического апгрейда за 14 лет сэкономили около 14 миллиардов рублей. Цифры внушительные, поэтому эстафету подхватили такие компании, как "Магнит", "Черкизово", X5 Group, Почта России, "Ростелеком" и другие.
- Все вместе мы можем поставить себе задачу построить достаточное количество станций для заправки метаном, переоборудовать и выпустить достаточное количество автомобилей. Чтобы автопарк на метане увеличивался не на 20 тысяч машин в год, а на 80 тысяч. Тогда Газпром сможет рассмотреть возможность развития производства передвижных заправочных комплексов. Мобильная заправочная инфраструктура будет востребована таксопарками, сельскохозяйственными предприятиями, строительными, дорожными компаниями. В ближайшие 10 лет надо будет решать вопрос развития рынка комплексно: и на автомобильном транспорте, и на речном, и на железнодорожном, - прокомментировал председатель совета директоров ПАО "Газпром" Виктор Зубков.
Частично этот процесс уже запущен. Как отметили в Минэнерго России, всего в нашей стране установили 1080 газовых заправочных станций. Более 86 тысяч транспортных средств переоборудовали в 2023 году под работу на экологичном виде топлива по отдельной программе федерального ведомства. При этом 80 процентов из них — легковые автомобили. А вот на автобусы пришлось всего пять процентов от общего числа, хотя именно на них сегодня, по мнению экспертов, следует делать основной упор.
По прогнозам Минэнерго России, к 2035 году автовладельцы будут потреблять 15,4 миллиарда кубов газа в целевом сценарии при условии, что будет реализована соответствующая концепция. Последнюю сейчас как раз утверждают в федеральном правительстве.
По итогам 2023 года насчитывалось 316 тысяч автомобилей на метане. Однако при такой внушительной цифре загрузка газовых заправочных станций составляет лишь 33 процента. Доля газомоторной техники в объеме автопарка России еще ниже — всего 0,5 процента.
Причин здесь несколько. Одна из них, как отметили на форуме представители "Газпрома" и "Автотора", заключается в стоимости. Техника на газомоторном топливе дороже аналогов на бензине или дизеле. Здесь важно провести грамотный аудит рынка со стороны государства, чтобы по возможности уравнять в цене автомобили на метане и машины с двигателем внутреннего сгорания.
Повышенное внимание также следует уделять наращиванию объемов производства. Здесь может пригодиться опыт Калининградской области. Реализации высокого потенциала региона способствуют планы завода "Автотор" по производству новых моделей газомоторного транспорта в 2025 году. В их числе — легковые автомобили, внедорожники и коммерческий транспорт.
Совместно с компаниями "Газпром Газомоторные системы" и "Газпром газомоторное топливо" на калининградском предприятии разработали технологию конвейерного производства автомобилей на метане с использованием газобаллонного оборудования.
Выпущена партия газовых автомобилей на базе модели BAIC U5 plus. Технология применена и на модели SWM G01. Непосредственно на форуме в Калининграде все желающие могли также ознакомиться с моделями, которые пока находятся в стадии проработки технологии для перевода на природный газ, — это внедорожник BAIC BJ 40, пикап "Амбертрак Work" и малотоннажный электрогрузовик Brock 75 с бортовым генератором на природном газе.
Также осваивается выпуск модификаций газовых автомобилей, предназначенных для эксплуатации маломобильными гражданами. Во время Петербургского международного газового форума в октябре 2024 года калининградский автопроизводитель презентовал седан BAIC U5 Plus на газе и с ручным управлением. Этот учебно-экзаменационный автомобиль для обучения маломобильных граждан передан ДОСААФ для тестовой эксплуатации. Таким образом, освоив соответствующие технологии, калининградский автопроизводитель демонстрирует перспективу по возможностям производства экономичного и экологичного «социального автомобиля».
В своем выступлении на IV Всероссийском газомоторном форуме председатель совета директоров ООО "Автотор Холдинг" Валерий Горбунов отметил, что проект по созданию производства автомобилей на метане "Автотор" реализует в соответствии с четырехсторонним соглашением о сотрудничестве в сфере развития использования природного газа в качестве моторного топлива в Калининградской области, подписанным с правительством региона, Минпромторгом и Газпромом.
Он подчеркнул, что калининградский завод стал первым в стране производителем, освоившим выпуск газовых автомобилей в режиме конвейерного производства. Совместно со специалистами Газпрома разработали и внедрили комплекс инженерных и технико-технологических решений, позволяющих выпускать газовые автомобили в режиме конвейерного производства и быстро адаптировать различные модели для оснащения их ГБО.
"Автотор" и дальше планирует расширять линейку газовых моделей и формировать предложения исходя из потребностей рынка и конкретных запросов потребителей. Для этого есть квалифицированный персонал и соответствующие мощности. Но для дальнейшего развития производства и распространения автомобилей на природном газе необходимы решения по инфраструктуре и многим другим ключевым вопросам, чтобы такой вид транспорта стал более доступным для широкого круга потребителей.
- Ничего сложного в переводе транспорта с привычного дизельного и бензинового топлива на газомоторное нет. Достаточно проявить волю. У нас протяженность всего региона составляет 205 километров с востока на запад и 108 километров с севера на юг, поэтому здесь легко можно создать всю необходимую инфраструктуру. Завод готов к участию в такой работе, - заключил Валерий Горбунов.
На форуме в Калининграде озвучили перспективы расширения поддержки рынка газомоторного топлива на федеральном уровне. В профильных министерствах сейчас прорабатывают вопрос об увеличении субсидии автопроизводителям на 30 процентов на единицу газомоторной техники. Также рассматривается возможность выделения субсидий на поддержку производства мобильной газозаправочной инфраструктуры и возмещение выпадающих доходов по льготным кредитам на приобретение и переоборудование машин на метане.