Метан определит рынок

В Калининграде обсудили перспективы применения природного газа на транспорте
На площадке автомобильного завода "Автотор" в самом западном регионе страны прошел IV Всероссийский газомоторный форум. Центральным вопросом, который обсуждали в рамках деловой программы, стало дальнейшее развитие рынка этого вида топлива. Что для этого нужно, с какими трудностями сталкивается отрасль, как их преодолевают и какую экономию могут получить регионы и жители страны, пользуясь машиной на метане, рассказали эксперты.
На заводе в Калининграде представили перспективный модельный ряд для применения технологии по производству автомобилей на газе.
На заводе в Калининграде представили перспективный модельный ряд для применения технологии по производству автомобилей на газе. / Пресс-служба "Автотора"

Форум, организованный Национальной газомоторной ассоциацией при поддержке "Газпрома" и "Автотор Холдинга", собрал на площадке в Калининграде представителей федерального правительства, региональной власти, бизнеса, операторов газозаправочной инфраструктуры и производителей оборудования для отрасли.

По последним данным, потребление газа на российских заправках выросло с 300 миллионов до 1,5 миллиарда кубометров. Разом газовые заправочные станции могут принять до 500 тысяч автомобилей.

Метан отлично показывает себя как при минусовых температурах, так и в жару. При этом значительно сокращается объем вредных выбросов в атмосферу, а сам двигатель служит дольше.

В качестве примера эксперты на форуме привели Санкт-Петербург, где пять лет назад начали массово переводить автобусы с дизеля на газ. Сегодня экологическим топливом там заправляют 75 процентов парка общественного транспорта. Это сразу позволило Северной столице переместиться с 49-го места экологического рейтинга на девятую позицию.

В пользу метана говорит и его стоимость: если литр 95-го бензина в Калининградской области уже давно перешагнул отметку в 62 рубля, то такой же объем газа обойдется на заправке всего в 25 рублей. По подсчетам "Газпрома", в 2023 году экономия от использования газомоторного топлива составила 50 миллиардов рублей по России. В 2024 м этот показатель уже преодолел отметку в 70 миллиардов рублей. И эти цифры, убеждены в компании, будут только расти в будущем.

Процесс перевода транспорта с бензина и дизеля на газ инициировали многие крупные компании. Так, например, "Мираторг" уже экономит на своих грузовиках свыше 200 миллионов рублей в год. В самом Газпроме после такого технического апгрейда за 14 лет сэкономили около 14 миллиардов рублей. Цифры внушительные, поэтому эстафету подхватили такие компании, как "Магнит", "Черкизово", X5 Group, Почта России, "Ростелеком" и другие.

- Все вместе мы можем поставить себе задачу построить достаточное количество станций для заправки метаном, переоборудовать и выпустить достаточное количество автомобилей. Чтобы автопарк на метане увеличивался не на 20 тысяч машин в год, а на 80 тысяч. Тогда Газпром сможет рассмотреть возможность развития производства передвижных заправочных комплексов. Мобильная заправочная инфраструктура будет востребована таксопарками, сельскохозяйственными предприятиями, строительными, дорожными компаниями. В ближайшие 10 лет надо будет решать вопрос развития рынка комплексно: и на автомобильном транспорте, и на речном, и на железнодорожном, - прокомментировал председатель совета директоров ПАО "Газпром" Виктор Зубков.

Частично этот процесс уже запущен. Как отметили в Минэнерго России, всего в нашей стране установили 1080 газовых заправочных станций. Более 86 тысяч транспортных средств переоборудовали в 2023 году под работу на экологичном виде топлива по отдельной программе федерального ведомства. При этом 80 процентов из них — легковые автомобили. А вот на автобусы пришлось всего пять процентов от общего числа, хотя именно на них сегодня, по мнению экспертов, следует делать основной упор.

По прогнозам Минэнерго России, к 2035 году автовладельцы будут потреблять 15,4 миллиарда кубов газа в целевом сценарии при условии, что будет реализована соответствующая концепция. Последнюю сейчас как раз утверждают в федеральном правительстве.

По итогам 2023 года насчитывалось 316 тысяч автомобилей на метане. Однако при такой внушительной цифре загрузка газовых заправочных станций составляет лишь 33 процента. Доля газомоторной техники в объеме автопарка России еще ниже — всего 0,5 процента.

Причин здесь несколько. Одна из них, как отметили на форуме представители "Газпрома" и "Автотора", заключается в стоимости. Техника на газомоторном топливе дороже аналогов на бензине или дизеле. Здесь важно провести грамотный аудит рынка со стороны государства, чтобы по возможности уравнять в цене автомобили на метане и машины с двигателем внутреннего сгорания.

Участники Всероссийского газового форума ознакомились с возможностями калининградского автопрома. Фото: Пресс-служба "Автотора"

Повышенное внимание также следует уделять наращиванию объемов производства. Здесь может пригодиться опыт Калининградской области. Реализации высокого потенциала региона способствуют планы завода "Автотор" по производству новых моделей газомоторного транспорта в 2025 году. В их числе — легковые автомобили, внедорожники и коммерческий транспорт.

Совместно с компаниями "Газпром Газомоторные системы" и "Газпром газомоторное топливо" на калининградском предприятии разработали технологию конвейерного производства автомобилей на метане с использованием газобаллонного оборудования.

Выпущена партия газовых автомобилей на базе модели BAIC U5 plus. Технология применена и на модели SWM G01. Непосредственно на форуме в Калининграде все желающие могли также ознакомиться с моделями, которые пока находятся в стадии проработки технологии для перевода на природный газ, — это внедорожник BAIC BJ 40, пикап "Амбертрак Work" и малотоннажный электрогрузовик Brock 75 с бортовым генератором на природном газе.

Также осваивается выпуск модификаций газовых автомобилей, предназначенных для эксплуатации маломобильными гражданами. Во время Петербургского международного газового форума в октябре 2024 года калининградский автопроизводитель презентовал седан BAIC U5 Plus на газе и с ручным управлением. Этот учебно-экзаменационный автомобиль для обучения маломобильных граждан передан ДОСААФ для тестовой эксплуатации. Таким образом, освоив соответствующие технологии, калининградский автопроизводитель демонстрирует перспективу по возможностям производства экономичного и экологичного «социального автомобиля».

В своем выступлении на IV Всероссийском газомоторном форуме председатель совета директоров ООО "Автотор Холдинг" Валерий Горбунов отметил, что проект по созданию производства автомобилей на метане "Автотор" реализует в соответствии с четырехсторонним соглашением о сотрудничестве в сфере развития использования природного газа в качестве моторного топлива в Калининградской области, подписанным с правительством региона, Минпромторгом и Газпромом.

Программы господдержки помогают ускорить переход на экологичные виды транспорта

Он подчеркнул, что калининградский завод стал первым в стране производителем, освоившим выпуск газовых автомобилей в режиме конвейерного производства. Совместно со специалистами Газпрома разработали и внедрили комплекс инженерных и технико-технологических решений, позволяющих выпускать газовые автомобили в режиме конвейерного производства и быстро адаптировать различные модели для оснащения их ГБО.

"Автотор" и дальше планирует расширять линейку газовых моделей и формировать предложения исходя из потребностей рынка и конкретных запросов потребителей. Для этого есть квалифицированный персонал и соответствующие мощности. Но для дальнейшего развития производства и распространения автомобилей на природном газе необходимы решения по инфраструктуре и многим другим ключевым вопросам, чтобы такой вид транспорта стал более доступным для широкого круга потребителей.

- Ничего сложного в переводе транспорта с привычного дизельного и бензинового топлива на газомоторное нет. Достаточно проявить волю. У нас протяженность всего региона составляет 205 километров с востока на запад и 108 километров с севера на юг, поэтому здесь легко можно создать всю необходимую инфраструктуру. Завод готов к участию в такой работе, - заключил Валерий Горбунов.

Тем временем

На форуме в Калининграде озвучили перспективы расширения поддержки рынка газомоторного топлива на федеральном уровне. В профильных министерствах сейчас прорабатывают вопрос об увеличении субсидии автопроизводителям на 30 процентов на единицу газомоторной техники. Также рассматривается возможность выделения субсидий на поддержку производства мобильной газозаправочной инфраструктуры и возмещение выпадающих доходов по льготным кредитам на приобретение и переоборудование машин на метане.