издается с 1879Купить журнал

"Столыпин": невеликое потрясение для России

Грустные заметки историка об очередном историческом телесериале

Перед началом демонстрации телесериала "Столыпин", снятого режиссером Алексеем Андриановым по книге Бориса Федорова "Петр Столыпин: "Я верю в Россию" (2002), я уговорил самого себя не судить слишком строго создателей фильма за весьма вероятное незнание азов фалеристики и униформологии.

Кадр из сериала "Столыпин".

Телеканал "Россия"

Кадр из сериала "Столыпин".

Я заранее простил им ошибки в изображении орденов, знаков отличия и форменных мундиров времен "России, которую мы потеряли". И в незлобивом расположении духа стал созерцать якобы давно прошедшее прошлое, никак не связанное с настоящим.

Кадры из сериала "Столыпин"
1/21
Spinner
"За сухими сводками стоял обычный человек, у которого любящая жена, дети, дом, розы", - рассказывает Александр Устюгов. Он играет Столыпина.
Фото: Телеканал "Россия"

"Якобы" - ключевое слово.

Спираль истории и манкость революционерки

Режиссер Алексей Андрианов без обиняков признался, чем именно его так увлек исторический сериал:

"История развивается по спирали, зачастую повторяется, как я это заметил, делая исторические проекты, и мне любопытно отмечать эти моменты"1.

Постер сериала. Фото: Телеканал "Россия"

Иными словами, аналогии и ассоциации с днем сегодняшним изначально входили в авторский замысел режиссера, уже имевшего к моменту начала работы над "Столыпиным" обширный опыт работы с историческим материалом ("София", "Годунов" и "Грозный"). Тем интереснее было погрузиться вместе с ним в прошлое, тем более что основные съемки "Столыпина" проходили не в студийных павильонах, а в имперском Санкт-Петербурге: на Миллионной улице, Витебском вокзале, в Доме архитектора (бывший особняк сенатора, миллионера и мемуариста Александра Половцова) и Доме ученых (бывший дворец великого князя Владимира Александровича, брата Александра III и дяди Николая II), в Александринском театре, Елагином и Мраморном дворцах.

Всем главным героям фильма пошили индивидуальные костюмы. На заказ было изготовлено свыше 30 пар золотых и серебряных погон. Причем самые роскошные, экстравагантные и запоминающиеся туалеты были пошиты отнюдь не для премьера Петра Аркадьевича Столыпина (актер Александр Устюгов), а для революционерки Натальи Климовой (актриса Стася Милославская), дочери рязанского помещика, члена партии октябристов. Акцент на нарядах героини эстетически вполне оправдан. Актриса стремилась создать запоминающийся образ птицы высокого полета - роковой женщины Серебряного века, которая притягивает к себе всеобщее внимание и на конспиративной квартире, где собираются маргиналы, и в фешенебельном ресторане "Доминик", куда пришли сливки столичного общества.

Чего же, как говорится, боле?

Столыпин. Обличение ренегата, или Сценарий карьерного ростаСтолыпин. Обличение ренегата, или Сценарий карьерного роста

Тем более что актриса вполне удовлетворена такой трактовкой:

"Моя героиня Наталья Климова - соблазнительница, обольстительница, девушка голубых кровей, в ней очень много женской энергии. ... В жизни я совсем другая: в толстовке, в кроссовках, не привыкла пользоваться своей женской энергией, манкостью, а вся роль Натальи построена на этом"2.

Но в какой-то момент - то ли очередной демонстрации манкости, то ли нового мундира - маятник качнулся в другую сторону.

Наталья Климова в жизни и в сериале.

Тень Свеаборга

Я вдруг увидел, что скрупулезное воспроизведение обстоятельств времени и места действия, трепетное отношение к миру вещей (в сериале зритель может увидеть даже антикварные предметы - от золотых карманных швейцарских часов в фирменном футляре до запонок), нескрываемое любование ими - все это не является гарантией постижения сути противоречивого прошлого во всей его многогранности.

Дорогое экранное время слишком расточительно тратится на то, чтобы многократно показывать постоянно курящих "бражников" и "блудниц", собравшихся на конспиративной квартире и многословно обсуждающих покушение на Петра Аркадьевича Столыпина. Дочь купца Надежда Терентьева (актриса Дарья Коныжева) вначале пыталась распропагандировать крестьян, читая им Маркса и Энгельса, затем прибилась к боевой организации эсеров-максималистов, где завязала роман с одним из них, а после его гибели - с другим членом террористической ячейки. Эта связь закончилась нежелательной беременностью и стремлением Надежды Терентьевой сделать криминальный аборт.

Режиссер Алексей Андрианов. Фото: РИА Новости

На рассказ об этих драматических перипетиях личной жизни героини в сериале потрачено гораздо больше экранного времени, чем на небольшой эпизод о жестоко подавленном Свеаборгском восстании. Руководимые несколькими офицерами солдаты и матросы гарнизона морской крепости Свеаборг, расположенной недалеко от Гельсингфорса, столицы Великого княжества Финляндского, начали вооруженное выступление. Гарнизон мощной крепости разделился практически поровну: в восстании участвовало около 2 тысяч человек, столько же солдат и матросов остались верными присяге. Однако даже очень подготовленный зритель из этого куцего эпизода не в состоянии понять, кто в кого стреляет в Свеаборге и кто с кем воюет, проливая братскую кровь.

В сериале подробно показан расстрел руководителей восстания, но не приведено очень важное разъяснение Столыпина, которое он сделал 6 марта 1907 года, выступая после прений в Государственной Думе второго созыва:

"Надо помнить, что в то время, когда в нескольких верстах от столицы и царской резиденции волновался Кронштадт, когда измена ворвалась в Свеаборг, когда пылал Прибалтийский край, когда революционная волна разлилась в Польше и на Кавказе, когда остановилась вся деятельность в южном промышленном районе, когда распространились крестьянские беспорядки, когда начал царить ужас и террор, Правительство должно было или отойти и дать дорогу революции, забыть, что власть есть хранительница государственности и целости русского народа, или действовать и отстоять то, что ей было вверено".

Петр Аркадьевич Столыпин
1/32
Spinner
Петр Столыпин в кабинете в Зимнем Дворце. 1907 год.
Фото: Альбом фотографических снимков Петра Столыпина / andcvet.narod.ru

Тень Горбатого и Промокашки

Вернемся на конспиративную квартиру, поглотившую так много экранного времени. Она воспринимается как своеобразная цитата из культового фильма - воровская "малина" из "Место встречи изменить нельзя" по воле режиссера перенесена из послевоенной Москвы в воображаемые реалии Серебряного века. Вот только террористы в отличие от брутального Горбатого даны поверхностно, прямолинейно и примитивно. Невозможно поверить в то, что перед нами фанатики, готовые пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы дать стране "лекарство, имя которому революция". "Как же я ненавижу эту страну!" - патетически восклицает глава боевой ячейки эсеров-максималистов Михаил Соколов по прозвищу Медведь (актер Павел Попов), убедившись, что россияне равнодушно восприняли весть о роспуске Николаем II Первой Государственной Думы и не стали бунтовать против власти царя. "А у меня в голове есть только одна дума - как бы выпить", - простодушно откровенничает пожилой дворник из числа отставных солдат, вовлеченный в революционный процесс.

Кадр из сериала. Террорист Медведь во время первого покушения на Столыпина так и не отважился выстрелить из револьвера. Фото: Телеканал "Россия"

Революционеры целенаправленно окарикатурены и с головы до пят измазаны черной краской. Даже когда один из них, желая отвлечь внимание случайного свидетеля преступления, дарит бедной девочке деньги, в минутный эмоциональный порыв верится с трудом. Впечатление, что весь эпизод снят лишь для того, чтобы крупным планом показать артефакт - золотую монету достоинством 5 рублей с профилем Николая II.

Тень Столыпина

Но где же Столыпин?

Его нет. Нет масштабной, хотя и противоречивой исторической личности, прекрасно осознававшей государственные интересы Российской империи и последовательно их защищавшей. На всех высоких государственных постах, которые занимал Петр Аркадьевич - губернаторском, министерском или премьерском - он испытывал только одно стремление: "Это желание, это страстное желание обновить, просветить и возвеличить родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада". Но нет на экране крупного государственного деятеля, пытавшегося после Первой русской революции изменить вектор развития государства Российского и любой ценой избежать новой Русской смуты.

Кадры из сериала. Премьер Столыпин в Государственной Думе. Фото: Телеканал "Россия"

6 марта 1907 года Петр Аркадьевич Столыпин, в первый раз выступая с трибуны Государственной Думы в качестве председателя Совета министров, четко изложил собственный символ веры:

"Неудачная для нас война вызывает необходимость крупных затрат на возрождение нашей армии и флота. Как бы ни было велико наше стремление к миру, как бы громадна ни была потребность страны в успокоении, но если мы хотим сохранить наше военное могущество, ограждая вместе с тем самое достоинство нашей родины, и не согласны на утрату принадлежащего нам по праву места среди великих держав, то нам не придется отступить перед необходимостью затрат, к которым нас обязывает все великое прошлое России".

Кадры из сериала. Премьер Столыпин на вокзале. Фото: Телеканал "Россия"

Реальный исторический Столыпин - это трагическая фигура вселенского масштаба. Подобно шекспировскому Гамлету, Столыпин понимал: цепь времен распалась, время вывихнуло свой сустав - и только он знает, как его следует вправить.

Но в "Столыпине" перед нами - всего лишь говорящий манекен, загримированный под Петра Аркадьевича. Иногда он произносит пафосные фразы: "Когда в ваш дом врывается убийца, вы не распахиваете перед ним двери, вы беретесь за ружье" или хрестоматийное: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!" Но большую часть экранного времени демонстрирует не свои идейные принципы, а свой гардероб: три повседневных комплекта, белый и черный мундиры, украшенные регалиями; пять пар брюк, рубашки, котелки. По мере развития сюжета звезда и лента через плечо ордена Св. Анны 1-й степени сменяются звездой и лентой более высокого ордена Св. Александра Невского. Впрочем, концы муаровой Аннинской ленты, соединенные вместе чуть ниже бедра, почему-то не украшены самим орденским знаком, для ношения которого лента и предназначена. Но если бы только в этом была фальшь...

Слева Петр Столыпин с орденом Св. Анны 1-й степени. В сериале орден исчез с концов муаровой ленты.

Актер Александр Устюгов, известный по сериалу "Ментовские войны", честно рассказал о трудностях работы над ролью:

"Предложение роли Столыпина для меня было очень неожиданным. Интеллектуальные персонажи не мой конек, я в боевиках больше. ...Это очень сложный персонаж. Вообще тяжело играть исторические фигуры, особенно когда мы говорим о политиках. Потому что нужно быть документальным, особенно в текстах, все должно быть точно до запятой. А говорил Столыпин много, и все это огромное количество текста нужно было держать в голове, понимать, что говоришь, доносить до зрителя, сделать интересным, как и вообще всю эту политическую подоплеку"3.

Увы, донести до зрителя "всю эту политическую подоплеку" ни Александру Устюгову, ни другим актерам и создателям фильма не удалось. Мы получили очередную мыльную оперу, которая в двух итоговых сериях превращается в дешевую мелодраму. И где главными героями "Столыпина" вдруг становятся выдуманный эсер-максималист и агент охранки Алексей Любомиров (актер Юрий Насонов) и его alter ego - агент охранки и реальный убийца премьера Дмитрий Богров (актер Илья Дель).

Эти столь схожие персонажи - вымышленный и исторический, - отражаясь друг в друге как в зеркале, окончательно вытесняют Петра Аркадьевича Столыпина на обочину сериала.

16 тезисов премьер-министра Петра Столыпина16 тезисов премьер-министра Петра Столыпина

Дословно

Петр Столыпин: "Не запугаете!"

"В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях. Людям, господа, свойственно и ошибаться, и увлекаться, и злоупотреблять властью. Пусть эти злоупотребления будут разоблачены, пусть они будут судимы и осуждаемы.

Но иначе должно Правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление; эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у Правительства, у власти, паралич воли и мысли. Bcе они сводятся к двум словам, обращенным к власти: "руки вверх". На эти слова, господа, Правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты, может ответить только двумя словами: "Не запугаете".

Разъяснение П.А. Столыпина, сделанное 6 марта 1907 года после прений в Государственной Думе второго созыва.

  • 1. Кириллова А. Премьера сериала "Столыпин": Место съемок и интересные факты // https://dzen.ru/a/ZyA52XxFzXC69QBm.
  • 2. Там же.
  • 3. Там же.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться