Вот что, к примеру, рассказал полковник Владимир Господ писателю, автору знаменитой серии книг об афганской и кавказской военных кампаниях "Из смерти в жизнь" Сергею Галицкому.
Потомственный военный летчик Владимир Алексеевич Господ с 1984 по 1986 год в составе 40-й армии служил в Афганистане командиром вертолета Ми-8, а потом и командиром звена. Занимались наши вертолетчики высадкой десанта в горах и эвакуацией наших ребят. В боевых условиях, да еще и в самые тяжелые годы Афганской кампании дело это было непростое. В те дни и произошли эти эпизоды, которые иначе как Божьим чудом и не назовешь.
До Афганистана, как признавался позже Владимир Алексеевич, в Бога он, коммунист, не верил. Правда, мама в детстве его тайно крестила, да бабушка Дарья Ивановна перед отъездом в Афган дала иконку Николая Чудотворца. Дала и сказала: "Смотри, Вова, не потеряй! Когда будет тяжело, ты Николая Чудотворца попроси - Никола Угодник, Божий помощник, спаси и помоги!"
И хотя молодой летчик тогда понятия не имел, что это за Николай Угодник такой, иконку он взял, зашив ее в воротник комбинезона. Зашил, да и забыл.
Первое чудо случилось почти сразу после назначения Владимира Господа командиром звена. В тот день наши ребята получили задание высадить десант на площадку Бану. Как человек совестливый, Владимир Алексеевич выбрал себе, командиру, самую старую вертушку. Так случилось, что и десантников к себе на борт звеньевому пришлось взять больше всех - один вертолет отказал в самый последний момент. И вот подлетает звено к маленькому плато на вершине горы. Все машины садятся с первого раза, а вертолет Владимира уже на пятый круг идет, и все никак не сядет - движок слабый, да еще перегруз! И при этом "духи" бьют не переставая! Тут-то Владимир Алексеевич и вспомнил про Николая Угодника. И будто какая-то неведомая сила появилась, посадила его старенький вертолет. После этого случая, рассказывает Владимир Господ, он в Бога и поверил.
Второй эпизод произошел при эвакуации группы спецназа. Сели в этот раз нормально, и тут подходит к Владимиру старлей-спецназовец и говорит: "Командир, у меня солдат в пропасть сорвался!" И показывает на котлован на склоне горы, а там лежит сорвавшийся вниз боец, кричит, стонет.
То, что вертолетом беднягу не спасти, Владимир Алексеевич понял сразу. Ведь как летает вертолет? Вращением винтов воздух сверху нагнетается вниз, в итоге под машиной создается область более высокого, чем сверху, давления - и вертолет взлетает. Но так происходит только тогда, когда воздух вокруг спокойный. А вот если лопасти прогоняют через несущий винт воздух возмущенный, или, как говорят вертолетчики, "плохой", то необходимая разница давления не возникает. Ширина котлована, в который сорвался спецназовец, была метров 100, лежал боец на глубине метров 70-80. И по всем законам аэродинамики, после посадки вертолета в котлован его лопасти гоняли бы воздух, отражающийся от земли и каменных стен, превращая афганское ущелье в ловушку: сесть можно, взлететь нельзя.
Владимир Господ так и объяснил все старлею-спецназовцу. Тот оказался упертым: "Своих не бросаем!" Решил лично спуститься вниз и вытащить сорвавшегося, пока окончательно не стемнело. А тут еще, как назло, "духов" можно было ожидать в любой момент: спецназовцы к точке эвакуации, понятное дело, вышли скрытно, но вот подлетевшие вертолеты наших ребят засветили, выдали.
Словом, надо было торопиться - солнце в Афгане садилось быстро. Видимо, из-за спешки что-то с альпинистским снаряжением сделали не так, и вот уже старлей срывается вниз. Теперь их в ущелье двое. Правда, как потом оказалось, командир только ногу сломал, а вот у первого бойца травма была посерьезней - перелом позвоночника.
И что делать? Вывозить оставшихся? А если они: "Мы без командира и товарища не полетим!" Но как их оставлять, если "духи" уже в курсе, где наши?
Выход был один, по сути самоубийственный - спуститься в эту адскую яму. "Спустились, сели, - вспоминал потом Владимир Алексеевич. - Борттехник с "праваком" затащили в кабину старлея с солдатом. Можно взлетать. Но, как я и предполагал, вертолет вверх не летит. Недаром практическую аэродинамику мне в училище преподавал сам полковник Ромасевич, легенда аэродинамики, автор всех учебников по этой так до конца и не понятой курсантами науке. Беру "шаг" - вертолет дергается, но от земли не отрывается. И тут я вспомнил про икону, про Николая Угодника! И взлетел!
Потом я двенадцать лет командовал вертолетным полком. И все двенадцать лет я на первых занятиях по аэродинамике говорил молодым летчикам: "Есть законы аэродинамики. Но есть еще высшие, Божьи, законы. И только они могут объяснить ситуации, когда при абсолютной безнадежности с точки зрения физики человек все равно выходит из безвыходного положения".
Святитель Николай был единственным, поздним и желанным ребенком в благочестивой семье. Его родители, прося Господа о сыне, обещали посвятить его Богу, и их молитва была услышана. Предположительно в 260 году в городе Патары области Ликии в Малой Азии (сейчас Турция) у Феофана и Нонны родился мальчик, получивший при крещении имя Николай, что по-гречески означает "победивший народ". С раннего детства Николай отличался не просто мудростью, но и тягой к добру. Например, все деньги, доставшиеся ему по наследству, он раздал бедным, причем старался делать это так, чтобы те не узнали, кто же был их благодетелем. Известен случай, когда Николай, уже будучи в священном сане, с риском для жизни заступился за невинно оклеветанных и осужденных на смерть. Во время морского путешествия в Иерусалим на глазах многих святитель силой молитвы усмирил бурю и воскресил молодого матроса, упавшего с мачты на палубу.
Множество больных и бесноватых исцелялись после того, как обращались к святому Николаю за помощью. Став епископом ликийского города Миры - отсюда еще одно имя святителя, Николай Мирликийский, - он все силы направил на служение людям. Сохранились свидетельства того, как в голод он чудесным образом спас город от вымирания. Почитали святого не только христиане, но и мусульмане. Святому выпала долгая и непростая жизнь, скончался он в 334 или 335 году, а уже после смерти его прославление вышло за пределы Малой Азии и распространилось на весь мир.