Номерами не крутить

Какие новации для водителей начали работать в этом году и что им ожидать в следующем
Задача сотрудника Госавтоинспекции не только в том, чтобы наказывать нарушителей, но и обеспечивать безопасность дорожного движения
Задача сотрудника Госавтоинспекции не только в том, чтобы наказывать нарушителей, но и обеспечивать безопасность дорожного движения / Госавтоинспекция МВД РОССИИ

Каждый год в жизни водителя происходят изменения: ему приходится внимательно следить за изменениями в Правилах дорожного движения, чтобы не оказаться виновником ЧП на дороге. Ему надо отслеживать изменения в Кодексе об административных правонарушениях. Иначе есть риск за нарушение, по которому отделывался до сих пор легким штрафом, лишиться прав. В общем, быть водителем - нелегкая задача. Давайте проанализируем, что изменилось в этом году - подведем итоги.

Замена прав

Водителям, у которых срок действия водительского удостоверения истек в этом году, не придется идти в Госавтоинспекцию до 2027 года. Для тех, у кого срок действия истекает в следующем, 2025-м, не придется продлевать документ до 2028 года включительно.

Есть тонкость. Речь идет о тех правах, срок действия которых истекает именно в эти годы. Дело в том, что подобное постановление принималось и раньше. В отношении прав со сроком истечения действия в 2022 и 2023 годах. На них новая поблажка не распространяется. Они получили отсрочку, теперь будьте добры закрыть историю. И начать новую.

Если потребуется выехать за границу, то водительское удостоверение придется поменять. Поскольку эта льгота действует только на территории России.

Автобусом рулить только с опытом

С 1 апреля вступили в силу требования, согласно которым получить водительское удостоверение на управление автобусом (категория "D" и подкатегория "D1") можно будет, только уже имея стаж управления другими категориями не меньше года.

Это не единственная новация. Например, водителям, у которых есть категории "СE" или "DЕ", не требуется теперь сдавать экзамен на получение категории "ВЕ". Грубо говоря, управление машиной с прицепом. Именно такой является фура. Почему водитель, который управляет фурой на законных основаниях, должен пересдавать экзамен на управление легковушкой с прицепом?

Иностранцам, чтобы работать водителем автобуса или тяжелого грузовика в России, теперь нужно пройти обучение в автошколах и после экзамена в Госавтоинспекции получить российское водительское удостоверение. Для тех иностранцев, кто не работает водителем в России, это не требуется до получения гражданства или вида на жительство.

Изменился порядок приема экзаменов на права

Ушло в прошлое такое упражнение, как остановка на спуске. Раньше надо было сначала трогаться в горку, потом остановиться на спуске. Теперь последний элемент не проверяется. Разворот в ограниченном пространстве увеличился с пяти до семи метров. При стандартном автомобиле уложиться в те самые пять метров было практически невозможно. Теперь этой проблемы нет.

Призывникам, направленным военкоматами, сдавать экзамены на право управления грузовым автомобилем с прицепом (категория "СЕ") можно с 17 лет. Получить водительские удостоверения этой категории они смогут одновременно с категорией "С" без наличия необходимого сегодня 12-месячного стажа. Однако управлять грузовиками с прицепами до достижения такого стажа они смогут только в период прохождения службы и только на автомобилях, принадлежащих вооруженным силам.

Уклонистов от повесток военкомата не допускают к экзаменам и не выдают водительские удостоверения до тех пор, пока Госавтоинспекция не получит сведения об отмене временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке.

Что касается иностранных водителей. Управлять машиной с национальными правами, выданными в другой стране, можно. Но только до того момента, пока иностранный гражданин не получит вид на жительство в России или не приобретет российское гражданство. После чего он будет обязан обменять иностранное водительское удостоверение на российское. На это ему отводится один год.

Еще один приятный момент для кандидатов в водители - увеличилось количество штрафных баллов. Если раньше достаточно было набрать пять баллов и гулять пешком до следующей пересдачи экзамена, то теперь их количество выросло до семи. То есть можно совершить две маленькие ошибки или одну среднюю дополнительно. И при этом экзамен все-таки сдать.

Увеличились также сроки пересдачи экзаменов. Например, не сдал теорию - следующий экзамен назначается через 7-30 дней. Не сдал практику - через 7-60 дней. А если не сдал три раза подряд, то следующий экзамен будет назначен не ранее чем через шесть месяцев, но не позднее чем через девять месяцев. В общем, кандидатам в водители необходимо готовиться по полной программе.

И еще один момент. Если у автошколы нет заключения Госавтоинспекции о соответствии ее материально-технической базы требованиям примерных программ подготовки водителей, утвержденных Министерством просвещения, то ее учеников к экзаменам на право управления транспортными средствами не допустят.

Накройся одеялом и отсвечивай

С 1 сентября вступили в силу требования Минздрава к автомобильной аптечке. Ее содержимое дополнили изотермическим одеялом, эластичными бинтами, хирургическими ножницами, а также загубником для сердечно-легочной реанимации. Это следует из приказа Минздрава России.

Как выглядят одеяла, помогающие сохранить тепло пострадавшим в аварии, все мы хорошо знаем по зарубежным боевикам и детективам: там всегда спасатели вооружены большими блестящими накидками. Размер такого одеяла, предусмотренный минздравом, довольно большой: 160 на 210 см, легко закутаться целиком. Но не надо думать, что в маленькую сумочку одеяло не влезет. В упакованном виде это высокотехнологичное изделие имеет размер всего-то 12х8х2 см. При этом, как рассказали "РГ" в компании-производителе, качественное одеяло многофункционально: несмотря на то, что оно тонкое, оно настолько прочное, что выдерживает большой вес и может использоваться в качестве носилок для транспортировки раненых.

За использование устройств, позволяющих скрыть регистрационные знаки, теперь лишают прав на срок от года до полутора лет

"Способность отражать и удерживать тепло собственного тела у таких покрывал не раз помогала нам при оказании первой помощи, так как один из фатальных факторов для человека при развитии критического состояния - это гипотермия или переохлаждение, - пояснил "РГ" замдиректора по медицинской части Федерального центра медицины катастроф Минздрава России Андрей Колодкин. - С помощью такого покрывала можно обеспечить уменьшение теплопотерь у пострадавшего в экстренном случае, таком как дорожно-транспортное происшествие (тем более когда человек лежит на земле и нет возможности переместить его в другое место или на другую поверхность), и спасти от намокания (поместив покрывало под пострадавшего). Кроме того, при правильном использовании такое покрывало спокойно выдерживает вес взрослого мужчины, что дает возможность перемещать пострадавшего на небольшие расстояния".

Однако, несмотря на новые требования, старые аптечки остаются легитимными до 31 декабря 2025 года. Кроме того, наличие аптечки вычеркнули из перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Поэтому их наличие не проверяют ни на дорогах, ни на техосмотре у тех, кто его должен проходить.

- Укомплектованная аптечка должна быть всегда в транспортном средстве для того, чтобы оперативно оказать помощь любому человеку на дороге, - сообщил заместитель начальника отдела пропаганды БДД Госавтоинспекции МВД России Антон Белан. - Это требование Правил дорожного движения. Да, за ее отсутствие теперь нет наказания. Но представьте ситуацию: человек получил травму, ему нужно оказать помощь, остановить кровь. А аптечки под рукой нет. А если это не посторонний человек, а близкий родственник? Так что возить с собой этот комплект необходимо, тем более что много места он не занимает.

Нарушение под объективом

С 1 сентября вступили в силу новые правила по установке комплексов фотовидеофиксации. Определен четкий перечень мест, где такие камеры можно устанавливать. На дорогах с выделенной полосой для движения маршрутного транспорта, на аварийно-опасных участках дорог, на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более дорожно-транспортных происшествия с материальным ущербом одного вида, или два ДТП одного вида, или четыре происшествия независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Зоны действия стационарных, передвижных и мобильных комплексов не должны иметь общих зон контроля. В населенных пунктах камеры могут быть установлены на расстоянии не менее километра, вне населенных пунктов - не менее пяти километров, если речь не идет о перекрестках.

Зона контроля комплексов не может начинаться ранее, чем через 150-300 метров от предупреждающего о камере знака. А при начале населенного пункта - не менее 100 метров от знака, обозначающего начало этого пункта.

Нарушение порядка установки таких комплексов - основание для прекращения административного дела. То есть штраф автовладелец не получит.

На официальном сайте Госавтоинспекции (госавтоинспекция.рф) функционирует специальный раздел, где собрана информация о местах размещения комплексов автоматической фотовидеофиксации ПДД. Чтобы узнать, где они установлены, необходимо перейти в раздел "Комплексы фотовидеофиксации на дорогах", выбрать регион, а затем на интерактивной карте найти интересующую область. Информация в этом разделе постоянно обновляется и корректируется.

Номера не откидывать

Вступили в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым за использование устройств, позволяющих скрыть регистрационные знаки, теперь лишают прав на срок от года до полутора лет.

Под такими устройствами понимаются так называемые рамки-перевертыши, которые позволяют под проездом под камерами сменить один номер на другой. Либо откидные рамки. Они дают возможность уронить номер так, чтобы его не было видно, а потом поднять обратно. До этого за использование таких устройств предусматривался либо штраф 5 тысяч рублей, либо лишение прав на срок до 3 месяцев.

Кроме того, введено наказание за повторное управление с видоизмененными номерами. Речь идет о случаях передвижения на машинах, на номерах которых образовались грязь или сугроб, хотя сам автомобиль чистый. Или на которых автовладелец куском черной изоленты сделал так, чтобы номер читался иначе. Если за первое подобное нарушение все осталось, как и было - штраф 5 тысяч или лишение прав до 3 месяцев, то за повторное такие автомобилисты будут лишаться прав на срок от года до полутора лет.

Что ждет в следующем году?

Одна из новаций следующего года - изменение правил регистрации транспортных средств, вступающее в силу 1 марта. Больше не потребуется при регистрации предъявлять полис ОСАГО. Будут скорректированы процедуры предоставления госуслуги по регистрации транспортных средств, связанной с прекращением и возобновлением государственного учета транспортных средств, а также снятием с государственного учета транспортных средств.

Вступят в силу изменения, предусматривающие необходимость проведения осмотра транспортных средств при оформлении ПТС в отношении транспортных средств, не состоящих на госучете, либо тех, которые имели документы, выданные до 1993 года.

Нововведения, которые касаются участников дорожного движения, конечно, затронули разные сферы - тут и изменения в порядке получения водительского удостоверения, и новые требования к водителям автобусов, и к комплектованию аптечки. Часть уже вступивших в силу норм касается непосредственно участия в дорожном движении водителей - теперь понятно, как и где будут устанавливаться комплексы фотовидеофиксации и какая ответственность грозит тому, кто умышленно пытается скрыть номера своего автомобиля. Каждая мера - максимально продуманный шаг к тому, чтобы автоаварий на наших дорогах стало меньше. Самое главное - проследить, как все нововведения будут работать в комплексе.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".