На фестивале в честь Архиповой в Ивановке будет открыта выставка, покажут документальные фильмы и пройдут камерные вокальные вечера. Также 2 января, в день рождения певицы, концерт-посвящение дадут в Мариинском театре, а в Москве Ирину Константиновну вспомнят в Малом зале Консерватории. А спустя несколько дней, 8 января, эстафету вечеров-приношений примет столичный зал "Зарядье", где выступят яркие молодые певцы. И это очень символично: Ирина Константиновна, как никто другой, любила и умела пестовать юные вокальные дарования.
Весь год будет еще немало самых разных событий под сенью имени Архиповой. Быть может, главным в коллекции приношений станет вечер в Большом театре России, что запланирован на 2 апреля. Остается только надеяться, что к этому моменту уже появится мемориальная доска на доме в Брюсовом переулке в Москве, где долгие годы жила певица. Да и благородная идея присвоить имя Архиповой Молодежной оперной программе Большого театра, что зависла в воздухе, все-таки будет реализована.
Все это - возможность прикоснуться к памяти и поклониться легендарной народной артистке, занимающей среди когорты бесспорных оперных знаменитостей особое место. Масштаб ее личности и таланта был таков, что у нее не было ни соперниц, ни подражательниц. Но важно, чтобы были последователи всех тех славных дел, в начале многих из которых стояла именно Ирина Константиновна.
Голос Ирины Архиповой, отточенный до совершенства, волевой характер, взрывной темперамент и уникальный дар угадывать молодые таланты в "зародыше" почти полвека не только были камертоном оперной жизни огромной страны, которой уже нет на мировой карте, но и во многом заложили надежный фундамент того, что происходит сегодня в отечественном оперном искусстве.
Музыкантская биография великой певицы начиналась обыденно: детское увлечение музыкой и уроки игры на фортепиано. Но в 1942 году, окончив школу в эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны, она поступила не в консерваторию, а в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находился в эвакуации там же, в столице Узбекистана. Настоял отец. Константин Ветошкин был видным специалистом в строительстве и хотел для дочери "солидного" образования.
Архипова, окончившая архитектурный институт с отличием, никогда не сетовала на такой вираж своей судьбы. Истинное призвание оказалось сильнее: в 1948 году сразу после МАРХИ молодой архитектор Архипова поступила на только что открывшееся вечернее отделение Московской консерватории в класс профессора Леонида Савранского. Окончила Московскую консерваторию. Но ни Большой, ни Кировский театры не сразу распознали уникальный талант певицы.
Два сезона 1954-1956 годов Ирина Архипова была солисткой Свердловского театра оперы и балета, на сцене которого дебютировала Любашей в опере Римского-Корсакова "Царская невеста". Лишь в апреле 1956-го она впервые в образе Кармен вышла на сцену Большого театра. И прослужила главному театру страны верой и правдой почти полвека, исполнив практически все роли классического репертуара и тем самым во многом составив славу его золотой советской эпохи.
В чем уникальность пения Архиповой? Это идеальный сплав интеллекта и свободного владения голосом, отточенного до совершенства. При присущем ее натуре актерском минимализме, именно голосом певица незабываемо выражала все переживания и чувства женской души, при этом никогда не изменяла хорошему вкусу, музыкальности, рождая невероятную глубину и проникновенность художественного образа. За годы работы в Большом галерею ее образов составили два десятка партий: Марфа и Марина Мнишек (в "Хованщине" и "Борисе Годунове" Мусоргского); Любаша, Весна, Любава в операх Римского-Корсакова "Царская невеста"...
Были в жизни Ирины Архиповой и триумфальные выступления на всех лучших оперных сценах мира - La Scala, Covent Garden, Grand Opera и Metropolitan. Находила Ирина Константиновна интерес и время, будучи в самом расцвете вокальных сил, для того, чтобы пестовать подрастающее поколение. Именно она дала старт карьерам Ольги Бородиной и Дмитрия Хворостовского, Анны Нетребко и Ильдара Абдразакова.
Зная и понимая все профессиональные нюансы вокального искусства, Архипова видела решение многих проблем прежде всего с государственных позиций и в контексте развития национальной культуры. И умела, как никто другой, находить мудрые выходы из самых разных ситуаций, создавала в художественной жизни страны ориентиры подлинного мастерства и помогала к ним приблизиться.