На юбилей, организовать который помогли меценаты, собралась вся труппа, и новая, и старая. Талантливые актеры востребованы повсюду. Сейчас едва ли не половина творческого состава театра на Васильевском в Питере - омичи. Юбилей вновь всех собрал под родным крылом.
Театралы, которым есть, с чем сравнивать, всегда считали Омск особым городом, воспитавшим не только выдающихся актеров - таких, как Михаил Ульянов, Вацлав Дворжецкий, Юрий Кузнецов, - но и доброжелательную, понимающую, разборчивую публику. В последние годы интерес к театру стал только сильнее: за два месяца до спектакля - билетов в кассе уже нет. Жаль, зал в театре невелик.
- Теснота не позволяет нам развернуться. Своего пространства крайне мало, негде хранить декорации. У театра, построенного 150 лет назад для небольшого города, даже нет двора. Поэтому каждый метр на учете. Для постановок используем Основную, Камерную сцены, пространство под сценой. Экспериментируем даже в подвале. Впрочем, для этого имеются исторические основания, - делится Георгий Цхвирава.
Прежде на месте театра располагались каторжные казармы, где сидел Федор Достоевский. В подвале даже обнаружили камень, на который нанесены годы заключения писателя. И Раскольникова он тоже "сослал" в острог на берегу Иртыша. Не случайно именно в это пространство решили вместить постановку "Свидригайлов. Сны" по мотивам романа "Преступление и наказание". И попали в точку.
Чтобы не вариться в собственном соку, театру надо гастролировать, участвовать в фестивалях. Правда, в последнее время с этим сложнее.
К счастью, в рамках празднования 150-летия спектакли Омской драмы с успехом прошли на сцене Театра Вахтангова в Москве, а также в МДТ - Театре Европы и Театре на Васильевском в Санкт-Петербурге. Новый год обещает гастроли в Магнитогорск. Заглядывая вдаль - в июне 2026-го - Омск мечтает встретить у себя вахтанговцев, с которыми давно дружит.
Сохранять благоприятную для творчества атмосферу - Цхвирава считает одной из главных своих задач. Театр - не фабрика по производству шедевров, бывает всякое - но планку старается держать. В свое время одним из первых в стране он перешел на контрактную систему. Время показало ее эффективность. Система оплаты труда (оклад плюс баллы за роли и участие в спектаклях) стимулируют творческую активность.
Впрочем, основная часть репертуара - это постановки приглашенных театральных деятелей, в работу которых главный никогда не вмешивается. Цхвирава уверен, что один режиссер в театре - это скучно и неправильно, поэтому не тянет "одеяло" на себя:
- Чем больше разной режиссуры, художников, балетмейстеров, тем гибче и мобильнее труппа. Чем больше слоев в пироге, тем он вкусней.
К тому, что актеры успевают что-то сделать и "на стороне", он тоже относится философски. Пусть играют, подрабатывают. Главное, чтобы не в ущерб театру. Артист не должен просидеть в гримерке всю жизнь в ожидании Гамлета. И молодежь в театр берут штучно - чтоб не прохлаждалась, а играла. Репертуар и премьерные планы это позволяют.
В частности, театр решил вернуться к легендарным спектаклям, в свое время собиравшим аншлаги. В современной интерпретации они должны звучать по-новому.
В январе состоится премьера "Не боюсь Виржинии Вульф" по мотивам пьесы Эдварда Олби.
На Основную сцену с успехом уже вернулся спектакль "Любовь и голуби", который омичи ставили первыми в стране - еще до выхода на экраны знаменитого фильма. Теперь - это мюзикл с костюмами в стиле примитивного искусства, оригинальной хореографией и живым оркестром.
- Зрители приняли постановку тепло. И мы решили не останавливаться. Готовим еще один музыкальный спектакль по известному советскому произведению (пока это секрет), - интригует главный режиссер.
Кругом российские театры ставят наперебой Булгакова - сплошь "Мастера и Маргариты" и "Собачьи сердца".
- Я тоже приступил к репетициям "Зойкиной квартиры". Это мой третий подход к Булгакову. Премьера состоится в мае, - делится Георгий Цхвирава. - Тройка - хорошая цифра.
И еще: "Планирую замкнуть триптих поэтического театра. Первой была постановка, посвященная памяти основателя "Приюта комедиантов" Юрия Томошевского. Затем - поэзоконцерт на стихи Николая Рубцова и Бориса Рыжего. Завершит трилогию творчество "перестроечного" Егора Летова".
В списке ожидаемых премьер - "С вечера до полудня" Розова, "Обыкновенное чудо" Шварца, "Вино из одуванчиков" Брэдбери.
Главреж Цхвирава деликатен, но строг. Репетиции для него - святое. Его никто и никогда не видел в театре в верхней одежде, а на сцене - в уличной обуви. Он категорически никуда не опаздывает. Требует того же от труппы. И живет со вкусом:
- Мне повезло. С тех пор, как окончил ГИТИС, я зарабатываю на жизнь тем, что люблю. Бывают, конечно, непонимание и бессонные ночи, неудачи и отчаяние. Ты должен умереть в спектакле, тебя на сцене будто и нет, работа режиссера неимоверно сложна - но я ее люблю и времени не замечаю. А полные залы - нам награда.
Тем временем
Указом Президента РФ Владимира Путина Омский академический театр драмы удостоен ордена "За заслуги в культуре и искусстве". Также орденов, медалей и почетных званий удостоены 12 актеров. А главному режиссеру Георгию Цхвираве присвоено звание "Заслуженный деятель искусств".