Что такое коробка передач вариатор на автомобиле
- Что такое вариаторная коробка передач
- Причины популярности вариаторов
- Плюсы и минусы вариаторной трансмиссии
- Как правильно ездить на машине с вариатором
- Какая КПП лучше
Что такое вариаторная коробка передач
Вариатор (CVT - continuously variable transmission, постоянно изменяющаяся трансмиссия) - тип автоматической коробки переключения передач, которая на самом деле никакие передачи не переключает. У вариатора нет первой, второй и других ступеней - она всего одна, но ее передаточное число может увеличиваться или уменьшаться в несколько раз.
Почему так происходит? Все дело в конструкции. В отличие от классической механики или "автомата", представленных набором шестерней, отвечающих каждая за свою передачу, внутри вариатора два конусообразных шкива, обращенных друг к другу вершинами, которые соединены металлическим ремнем или цепью. Один шкив связан с двигателем, другой - с колесами. По мере того, как шкивы приближаются или отдаляются друг от друга, меняется передаточное число. Примерно так же переключаются скорости на велосипеде, только в вариаторе решение об изменении передаточного числа принимаете не вы, а электроника в ответ на изменение нагрузки на двигатель.
Причины популярности вариаторов
Владельцы выбирают вариатор за экономию и простое управление. Водить такой автомобиль достаточно приятно. Он едет плавно и расходует меньше топлива, чем аналоги на автомате, например. Дело в том, что для повышения передаточного числа не требуется резко повышать мощность - нагрузка на двигатель меньше, меньше и расход.
Автопроизводители ставят такие трансмиссии, в первую очередь, с той же целью - сэкономить. Только в этом случае речь идет не об экономии топлива, а о снижении затрат на производство. Конструктивно более простая CVT-трансмиссия действительно обходится дешевле многокомпонентных АКПП со сложной электроникой, а потому является первым выбором в бюджетном сегменте для некоторых брендов.
Однако Toyota и Nissan ставят вариаторы на новые модели не только с целью снижения затрат за счет унификации производства. Дело в том, что вариатор более компактный, он относительно немного весит и занимает меньше места под капотом. Это удобно при производстве кей-каров и электромобилей, что позволяет поддерживать тренд на выпуск экологичных авто.
Плюсы и минусы вариаторной трансмиссии
Одним из главных плюсов называют хорошую динамику и увеличение КПД двигателя по сравнению с автоматической коробкой передач. У вариатора нет провала в оборотах двигателя при наборе скорости, как это бывает при переключении передач в АКПП. Мощность здесь постепенно и плавно растет, тогда как машина на автомате при каждом переключении теряет обороты и далее снова набирает их до оптимальных показателей, что, естественно, сказывается на динамике.
Кроме этого:
- Машина работает тише. В коробке немного подвижных элементов, что снижает механический шум в процессе езды. Для недорогих авто с неидеальной заводской шумоизоляцией вариатор подходит лучше всего.
- Комфорт вождения выше. Исправный вариатор никогда не затягивает передачи и не "задумывается" при наборе скорости. Нет рывков, которые раздражают даже на автомате, не говоря уже о механике, где вообще есть риск заглохнуть, если вы не вполне хорошо справляетесь с переключением передач.
- Нет критических нагрузок на двигатель. Ситуация, когда двигатель захлебывается из-за резкого нажатия педали газа "в пол" с вариатором исключена - он все равно будет повышать передаточное число постепенно. За это его и не любят водители с агрессивной манерой езды - для них такая машина кажется слишком заторможенной.
Безусловно, у вариатора есть и минусы. Первый мы уже назвали - отложенный отклик на быстрое нажатие педали газа. В ситуации, когда вам нужно мгновенно перестроиться или пойти на обгон, машина может подвести: резкий рывок с места - это не про вариатор. К этому нужно просто привыкнуть, так как изменить принцип работы трансмиссии все равно не получится.
Более того, автомобили с CVT в принципе не рассчитаны на высокие нагрузки. На такой машине не стоит ездить по бездорожью: перегруз приводит к перегреву коробки и ее отказам. Это, кстати, одна из причин, почему вариаторы редко используют на больших и мощных машинах - они просто не справляются с задачами, которые ставят производители и владельцы перед 5-литровым внедорожником.
Также из минусов вариатора надо отметить высокие затраты на ремонт и обслуживание. Да, такая трансмиссия относится к одной из самых надежных, и ломаться в ней, кроме ремня нечему. Но есть нюансы:
- Ремень в вариаторе металлический. Это не литая полоса, а сложная конструкция из поперечных пластин. Вместо ремня некоторые производители используют цепь. Второй вариант считается менее стабильным, так как звенья ослабляются быстрее. Если ремень или цепь оборвется на ходу, скорее всего, трансмиссию придется менять целиком, так как шкивы с большой долей вероятности будут деформированы.
- В случае ослабления ремня, а это можно понять по рывкам при нажатии педали газа или растущим оборотам при неизменной скорости, для ремонта потребуется разобрать и собрать вариатор целиком. Это долго, сложно и дорого, а запчасти и специалисты есть далеко не на каждой СТО.
- Чтобы избежать проблем, необходим регулярный сервис. Как правило, производители рекомендуют обслуживать трансмиссию каждые 80-100 тыс. км пробега (точные рекомендации есть в сервисной книжке авто), но по мере "взросления" авто этот интервал будет сокращаться. Чем больше естественный износ металла, тем выше риск образования стружки. Поэтому масло в бесступенчатой трансмиссии надо менять чаще, доливать или смешивать его нельзя, а при обслуживании необходимо очищать магниты в поддоне и клапаны гидросистемы, которая отвечает за движение шкивов. Сервис обходится недешево.
Как правильно ездить на машине с вариатором
При правильной эксплуатации вариатор не доставляет никаких проблем. На такой машине можно ездить на работу, на дачу, в соседний город или даже регион. Главное, не забывать, что трансмиссия не любит перегрев, и исключать повышенные нагрузки, которые могут привести к увеличению температуры масла в вариаторе.
К ним относятся:
- Агрессивное вождение. Постоянный набор и сбрасывание скорости, резкое торможение, жесткое нажатие педали газа нагружают трансмиссию и приводят к перегреву.
- Буксировка. Она категорически нежелательна. Даже если у вас полный привод и вы очень хотите помочь застрявшим в грязи или снегу, помните, что результатом может стать дорогостоящий ремонт вашей машины.
- Пробуксовка. Если застряли сами, ищите помощь. Длительное "раскачивание", когда вы пытаетесь выбраться из колеи, нагружает трансмиссию точно так же, как и буксировка.
- Перегруз. Не стоит проверять выносливость авто и загружать его так, чтобы ехать "на ободах". Чем больше масса, тем больше нужно усилий на движение.
- Езда по бездорожью. Вариатор не против грунтовой дороги, только если она без ям и жидкой грязи. Чем чаще вам придется тормозить и газовать, тем больше нагрузка на трансмиссию.
Также опытные водители советуют при длительной стоянке переключаться на "нейтралку", а в зимнее время - обязательно прогревать не только двигатель, но и трансмиссию, начиная движение аккуратно и плавно, чтобы все механизмы хорошо смазались.
Безусловно, единичные нарушения не приведут к немедленной поломке, но если вы хотите, чтобы машина не доставляла проблем, лучше соблюдать эти простые правила.
Какая КПП лучше
Обсуждать это - все равно, что спорить о марках или типах кузова. У каждой коробки свои задачи, и, когда вы покупаете автомобиль, главное, чтобы эти задачи совпали с вашими целями:
- Механическую КПП выбирают те, кому важна динамика, управляемость и энергия вождения. Кроме того, машины с МКПП обычно дешевле.
- Автомат - это комфорт, выносливость и универсальность. Этот тип КПП подходит практически всем видам легковых авто от седана до джипа, но в части экономии топлива АКПП - не помощник.
- Вариатор - машина для аккуратных и экономных. Если вы выбираете простой и недорогой автомобиль для города, наверняка, он будет с бесступенчатой трансмиссией.
- Роботизированная коробка передач - подтип механической с автоматизированным переключением скоростей. Ей плюс - экономичность, сохранение динамики двигателя и простота управления, минус - рывки при переключении скоростей и дорогой сервис.
Любой автомобиль требует внимания и уважения. Не пренебрегайте регулярным ТО, используйте только качественные расходники и запчасти.