Как ездить на механике: основы для новичков
Интересный факт: долгое время выбора между МКПП и АКПП как такового у российских автолюбителей не было. Механическая коробка оставалась единственным доступным вариантом на автомобильном рынке России. Конечно, можно вспомнить знаковый 1957 год, когда в Советском Союзе конструкторы собрали первый автомат для представительского лимузина ЗИЛ-111. Но в массовое производство он не ушел и не стал реальностью для рядовых советских автомобилей. А многие обычные водители и вовсе не знали о существовании автоматической коробки передач.
Сегодня, конечно, все изменилось, и автоматы начали активно "наступать на пятки" механике. Даже экзамен по вождению можно сдавать на автомобиле с АКПП. Однако традиционная механическая трансмиссия остается классикой жанра. Причем не только в сегменте бюджетных машин, но и в премиальном. К ней тепло относятся многие водители, знающие все нюансы. Но и для новичков начать обучение с механики тоже будет хорошим опытом. Как минимум для того, чтобы иметь полезные навыки обращения с "ручкой" и расширить собственные возможности при выборе идеального автомобиля.
- Просто о сложном: как работает МКПП
- Какие педали на механике и как работает рычаг
- Как заводить автомобиль с МКПП
- Как правильно тормозить
- Как включить заднюю передачу
- Навыки аварийного маневрирования
Просто о сложном: как работает МКПП
Из-за конструктивных особенностей двигатель внутреннего сгорания на автомобиле может эффективно работать только с определенным числом оборотов. И ему нужно оставаться в этом диапазоне на любой скорости, с которой способна ехать машина. А для этого необходимо скорректировать отношение оборотов коленвала к оборотам ведущих колес. Это и есть главная функция коробки передач, только в случае с автоматом автомобиль делает все сам, а на механике водитель вручную переключает ступени с помощью рычага.
В упрощенном виде принцип работы механики выглядит так: КПП разъединяется с двигателем в тот момент, когда водитель нажимает на педаль сцепления. И он может сам включить любую передачу в соответствии с текущими условиями движения. По сути, здесь карт-бланш для приемов активного управления. И это обуславливает одно из главных достоинств классической трансмиссии: полный контроль над машиной.
Какие педали на механике и как работает рычаг?
В машинах с механической коробкой передач три классических педали: сцепление слева, тормоз посередине, газ справа. В отличие от автоматической коробки, где две педали и левая нога водителя не задействуется. На механике ей приходится постоянно работать, чтобы включать и выключать сцепление. При отпущенной педали оно включено, и идет передача крутящего момента на коробку, а дальше на колеса. При нажатии поток мощности временно останавливается, чтобы можно было переключиться на другую ступень.
У большинства машин с МКПП передачи располагаются по H-образной схеме: нейтраль - по центру, а ступени - попарно вверху и внизу. Для переключения нужно сначала перейти с передачи на нейтраль, а затем перемещать рычаг влево-вправо, чтобы попасть в нужную ступень.
В современных коробках обычно 5-6 передач, без учета нейтрали и заднего хода. Но можно встретить и 4-ступенчатые (по улицам, например, еще бегают старенькие классические "Жигули"), и продвинутые 7-ступенчатые (как на легендарном Porsche 911). Но суть управления механикой в таких автомобилях одинаковая: научился на одной, можно легко пересесть и на другую.
Важно только запомнить, на каких оборотах во время движения переключать передачи. Можно ориентироваться на цифры в таблице.
Км/ч | Передача |
0-20 | I (на ней машина трогается с места, почти сразу можно включать вторую) |
20-40 | II |
40-60 | III |
60-80 | IV |
>80 | V |
Как заводить автомобиль с МКПП?
Главное правило: обязательно проверять рычаг коробки перед каждым запуском двигателя машины. У него должно быть нейтральное положение. Конечно, если исключить ситуации, когда нет возможности использовать стояночный тормоз и машина удерживается на стоянке за счет включенной передачи. Это рискованно, особенно для начинающих водителей: при запуске с включенной передачей автомобиль может резко дернуться и спровоцировать аварию.
При идеальном раскладе процесс должен выглядеть так:
- Убедиться, что рычаг в нейтральном положении.
- Полностью выжать сцепление.
- Повернуть ключ в замке зажигания и запустить стартер.
- Отпустить ключ, как только двигатель заработал (тот самостоятельно вернется в исходное положение).
Совет! Просто возьмите за привычку всегда выжимать сцепление при запуске двигателя, даже если коробка в этот момент стоит на нейтральной передаче. Так вы сильно упростите стартеру работу, ведь ему не придется проворачивать и коленчатый вал, и часть трансмиссии. И конечно, помните: на парковке не стоит оставлять машину на передаче, для надежности лучше фиксировать ее ручником.
Еще несколько важных моментов:
- Любые манипуляции с рычагом МКПП выполняются только при выключенном сцеплении. Необходимо нажать до упора, переключиться на нужную передачу, отпустить педаль и убрать ногу для отдыха.
- Нельзя слишком быстро бросать сцепление. Машина будет дергаться и подвергаться повышенным ударным нагрузкам. Или из-за скачков тяги ведущие колеса могут сорваться в скольжение, и автомобиль потеряет устойчивость.
- Слишком задерживать педаль тоже не стоит. Иначе можно спровоцировать пробуксовку сцепления, из-за которого фрикционные накладки будут перегреваться и усиленно изнашиваться.
Лучшая схема: обращаться с педалью сцепления уверенно, но без лишней спешки. Для новичков это сложно в первое время, но навык быстро нарабатывается при постоянной практике.
Совет! Выберите пустынную улицу или свободную площадку, где никого нет, и тренируйтесь: трогайтесь с места, через короткую дистанцию тормозите, потом снова. Повторяйте до тех пор, пока не отточите идеальный баланс между плавностью и скоростью действий.
Как правильно тормозить?
Одна из основных ошибок новичков - слишком сильное нажатие тормоза. У современных автомобилей он весьма чувствительный, поэтому резкое и неаккуратное прикосновение может спровоцировать опасный "кивок" вперед или вообще остановить двигатель.
Нужно все делать спокойно по следующему алгоритму:
- Аккуратно выжать до упора сцепление левой ногой.
- Правой ногой постепенно увеличивать давление на тормоз.
- После остановки машины перевести рычаг коробки на нейтраль.
- Отпустить сцепление и зафиксировать авто ручным тормозом.
- Полностью убрать ногу с педали тормоза.
Как включить заднюю передачу?
Первым делом, конечно, стоит изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля либо присмотреться к ручке селектора: там обычно есть наглядная схема переключения передач. И она может быть разной в зависимости от конструктива коробки. На некоторых автомобилях для включения заднего хода нужно двигать рычагом до упора влево и от себя, на других - до конца вправо и на себя. Также возможно наличие блокирующих механизмов, например, кнопки, кольца, повышенного сопротивления смещению рычага, которые предотвращают случайное включение реверса, когда автомобиль уже начал движение вперед.
Совет! Переключаться на задний ход желательно после полной остановки машины. Поскольку у МКПП обычно нет специального синхронизатора, который выравнивает угловые скорости вращающихся деталей и обеспечивает безударное включение ступени. Из-за этого возможна ситуация, когда рычаг упирается и не может зайти в нужное положение. Главное - не паниковать. Нужно на нейтральной передаче просто отпустить и вновь нажать сцепление. Шестерни в коробке провернутся и снова зацепятся как положено.
Навыки аварийного маневрирования
Важны и навыки аварийного маневрирования.
Само собой, все приходит с опытом, и азы, полученные в автошколе, превращаются в прокачанные навыки. Особенно если постоянно ездить в спокойных условиях. Однако нужно помнить, что на дороге всегда есть место неожиданностям, поэтому некоторые упражнения на механике стоит отработать заранее вместе с основным базисом и под присмотром инструктора:
- Объезд внезапных препятствий. Тут потребуется помощник, который будет их создавать, например выкатывать перед машиной покрышки. Ваша задача - разогнаться до 40 км/ч и вовремя среагировать, чтобы успешно объехать помеху без торможения.
- Экстренное торможение. Схема похожа, только тут разгон до 40 км/ч и после резкое торможение. Помогает почувствовать поведение автомобиля, проверить собственную реакцию, проследить тормозной путь.
- Выход из заноса. Скорость та же - 40 км/ч, потом резкое торможение, при котором руль требуется слегка вывернуть вправо или влево, чтобы удержать машину на нужной траектории.
И не расстраивайтесь, если что-то при обучении вождению на механической коробке не получается с первого раза. Это нормально, только с практикой все навыки оттачиваются до автоматизма.