Вылет диска: на что влияет параметр ET и как его узнать

Автомобильные диски могут быть коваными, штампованными или литыми. У них может быть разный дизайн, диаметр и вылет (ET). Что такое вылет диска, каким он должен быть и на что влияет - вы узнаете из этой статьи.
Колесо автомобиля: диск и шина.
Андрей Полухин / РГ
  1. Что такое вылет диска колеса
  2. Каким может быть показатель ЕТ
  3. На что влияет значение показателя ЕТ
  4. Зачем менять вылет диска
  5. Что будет, если установить диск с меньшим ЕТ
  6. Как подобрать диски по вылету
  7. Могут ли оштрафовать за нестандартные диски

Что такое вылет диска колеса

Вылетом колесного диска называется расстояние между привалочной плоскостью (поверхностью с отверстиями под болты, которой диск прижимается к ступице) и серединой обода колеса.

Вылет иногда еще называют выносом, его значение измеряется в миллиметрах, и для всех автомобилей одной модели он будет одинаковым вне зависимости от комплектации. Даже если в качестве опции машина поставляется с разным диаметром диска, вылет все равно будет укладываться в определенный диапазон, так как от этого напрямую зависит безопасность авто.

Значения вылета указываются на маркировке диска - найти ее можно на ободе, привалочной плоскости или спицах. Записывается параметр латинскими буквами ET - eimpress tiefe, что дословно переводится как "глубина вставки ".

Каким может быть показатель ЕТ

Вылет может быть нулевым, положительным и отрицательным:

  • При нулевом привалочная плоскость точно совпадает с серединой диска.
  • При положительном ET привалочная плоскость относительно осевой линии смещена вперед к внешней стороне диска, а колесо при установке уходит глубже внутрь арки.
  • При отрицательном вылете привалочная плоскость, напротив, смещена к внутренней стороне диска, а колесо при установке подходит ближе к внешнему краю арки.

На маркировке положительный вылет записывается цифрой сразу после ET. Например, ET30 означает, что у нас диск с положительным вылетом, величина которого 30 мм. Если вылет отрицательный, между буквами и цифрами в маркировке появится знак "минус": ET-30.

На что влияет значение показателя ЕТ

Заводской вылет для дисков, устанавливаемых производителем на свои авто, рассчитывается так, чтобы колесо симметрично располагалось в арке, а диск не мешал работе ступичных подшипников, тормозного суппорта и других компонентов подвески.

Произвольный выбор колес - это неправильно и небезопасно:

  1. Если вылет больше или меньше рекомендованного производителем значения, может ухудшаться устойчивость автомобиля. Смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось. Режим работы подвески отклоняется от штатных параметров, что приводит к быстрому износу подшипников, амортизаторов, ШРУСа.
  2. Нагрузка на пятно контакта шины будет неравномерной, а это ухудшает сцепление с дорогой, приводит к ускоренному и непропорциональному износу резины.
  3. Слишком утопленные или далеко выпирающие за пределы арки колеса мешают маневрированию, резина может цепляться за элементы кузова и подвески, что снижает управляемость и может стать причиной аварии. Возрастает риск боковых порезов автошин.
  4. Для крепления нештатных дисков обычно нужны другие болты и шпильки. Если подходящего варианта нет, на СТО могут предложить использовать проставки. Но это опять же добавляет лишний вес и ускоряет износ компонентов ходовой части и резины.

Зачем менять вылет диска

Красивые литые диски, выступающие из колесных арок, низкопрофильная резина, агрессивный обвес - особая стилистика автотюнинга, у которой есть свои поклонники. Владельцы таких авто готовы мириться с увеличением жесткости подвески, ограниченной маневренностью и вечно забрызганным дорожной грязью кузовом просто ради красоты. Никакой практической пользы в установке колес с другими вылетом в этом случае нет.

Но есть и другие ситуации. Например, за счет изменения вылета участники автомобильных гонок и соревнований по дрифту регулируют отклик подвески и уменьшают скорость износа шин. Владельцы внедорожников устанавливают диски с отрицательным вылетом, чтобы повысить проходимость своих авто. Также установка колес с нештатным вылетом может быть полезна при замене стандартной подвески на спортивную - корректировка вылета может улучшить управляемость и работу ходовой.

Как самостоятельно определить показатель ЕТ

На всех дисках есть маркировка, а в документах всех автомобилей - данные о типоразмерах колес, включая вылет диска. Если по каким-то причинам на ваших дисках вылет не указан, вы можете посчитать его вручную. Вам понадобится сам диск, пара линеек и формула:

ET = (A+B)/2 - B, где:

ET - вылет

А - расстояние от внешнего края обода до привалочной плоскости

В - фронтальный отступ

Чтобы найти значение А и В, нам нужно:

  • положить диск на ровную поверхность "лицом вниз";
  • положить одну линейку на диск посередине так, как если бы вы измеряли его диаметр;
  • вторую линейку опустить перпендикулярно первой вниз до привалочной поверхности и измерить расстояние - мы получим значение A;
  • перевернуть диск "лицом вверх", аналогично положить первую линейку и измерить расстояние до привалочной поверхности, опустив вторую линейку вниз, как в предыдущем пункте - это В.

Дальше останется подставить полученные значения в формулу и подсчитать.

Например, если А = 154 мм, В = 52 мм, тогда ET = (154+52)/2 - 52 = 51 мм.

Что будет, если установить диск с меньшим ЕТ

При установке дисков с меньшим вылетом колесо будет сильнее выпирать наружу. То есть популярный среди автолюбителей термин "колеса навынос" на профессиональный язык переводится как "отрицательный вылет". Чем меньше значение, тем больше колесо выступает за пределы арки.

Как подобрать диски по вылету

Купить диски на свой автомобиль можно у официального дилера. Обычно это не самое дешевое решение, плюс предложенные варианты могут не устраивать вас по дизайну.

Купить неоригинальные диски можно. Главное, чтобы они соответствовали параметрам вашего авто - перед покупкой посмотрите маркировку старых дисков и, если есть документы на авто, убедитесь, что производитель рекомендует именно такие параметры.

Если подходящего под ваши размеры варианта нет, можно скорректировать вылет проставками. Но такое решение достаточно спорное, так как требует замены креплений (болтов), может влиять на ходовые качества и безопасность авто.

Без необходимости ставить диски с нестандартным вылетом не стоит. Производители рассчитывают этот параметр, чтобы обеспечить курсовую устойчивость и стабильность авто в поворотах. Если выхода нет, можно поставить диски с минимальным отклонением от рекомендованного вылета - до 5 мм.

Могут ли оштрафовать за нестандартные диски

Согласно положениями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", все компоненты автомобиля, которые не предусмотрены производителем, не установлены на заводе и не одобрены для использования на разных моделях, считаются изменениями в конструкции.

То есть если вы поставите диски, параметры которых превышают нормативные, вас могут оштрафовать. Более того, пройти осмотр и поставить на учет в ГАИ автомобиль с ненормативным тюнингом тоже не получится: инспектор вправе потребовать устранить нарушения и только потом продолжить регистрацию.