Местные жители и гости - в основном, туристы, приезжающие покататься на лыжах - ежегодно штурмуют Университет "Сириус", где проходят концерты, неизменно создавая аншлаги. И это всякий раз свидетельствует о высоком уровне фестиваля, которым уверенно управляет художественный руководитель фонда "Талант и успех" Ханс-Йоахим Фрай и его команда. Делая ставку на популярных и любимых публикой артистов - таких как Денис Мацуев, Ольга Перетятько, Игорь Бутман, Фабио Мастранджело (и это далеко не весь список участников фестиваля этого года) - он уже восьмой концертный сезон дарит неизбалованным высоким искусством слушателям возможность увидеть и услышать уникальные выступления.
Одно из таких пришлось на экватор фестиваля, в первые дни 2025 года. В "Сириус" приехал Страдивари-ансамбль Мариинского театра с двумя яркими программами, одна из которых была посвящена новогодним полькам и вальсам, а другая - королю танго Астору Пьяццолле. А в центре внимания был харизматичный солист и дирижер Лоренц Настурика-Гершовичи - многолетний концертмейстер оркестра Мариинки, возглавивший по инициативе Валерия Гергиева в 2013 году Страдивари-ансамбль. Это название, конечно, не случайно: музыканты играют на старинных инструментах, большинство из которых изготовлены между 1700 и 1780 годами, когда жили и творили великие скрипичные мастера. Сам Настурика-Гершовичи является обладателем скрипки Страдивари, на которой в свое время играл молодой Яша Хейфец. В "Сириус" худрук ансамбля Мариинки приехал впервые, но завоевал любовь публики с первых же минут своего выхода на сцену, что неудивительно: дирижер и солист буквально обаял энергией, непосредственностью, юмором. На творческой встрече со слушателями перед вторым концертом Настурика-Гершовичи назвал "Сириус" "уникальным местом, которое дает огромные перспективы для молодежи", и поделился своей методикой обучения молодых музыкантов.
Первый вечер Страдивари-ансамбля был сфокусирован на любимых вальсах, польках и ариях из оперетт Штрауса, Легара и Кальмана - традиционной новогодней музыки, неизменно создающей праздничную атмосферу. Лоренц Настурика-Гершовичи постарался сделать все, чтобы концерт не походил на академическую демонстрацию известных хитов: он и сам активно двигался под музыку, играя на скрипке и взаимодействуя с коллективом, обращался к публике по-русски. Во время исполнения польки "В Павловском лесу" Штрауса и вовсе пригласил на сцену из зала трех очаровательных детей, которые со всей серьезностью изобразили птичий свист. Солисты Мариинского театра Инара Козловская (сопрано) и Александр Трофимов (тенор) по-театральному чувственно, страстно представили арии из оперетт Кальмана и Штрауса, которые украсили хореографические номера балетной труппы Мариинки. Наиболее эффектно вышел знаменитый кан-кан, но особый восторг вызвал "Вальс цветов" из "Щелкунчика", напомнивший об ажиотаже к этому балету в предновогодние дни. На бис прозвучал "Марш Радецкого" Штрауса, где Настурика-Гершовичи устроил традиционный интерактив со слушателями, призывая их аплодировать в определенные моменты.
Вторая программа погрузила в чарующие ритмы аргентинского танго Астора Пьяццоллы - как известно, любимца российской публики, чьи хиты обязательно включены в любую концертную программу. Впервые "Пьяццолла-гала" была презентована в Мариинском театре к столетию со дня рождения композитора, затем ее услышали в Москве и Новосибирске. В "Сириусе" Страдивари-ансамбль представил цикл "Времена года в Буэнос-Айресе" в транскрипции для скрипки и струнного оркестра Леонида Десятникова. Современный композитор включил в каждую часть этого произведения несколько узнаваемых цитат из "Времен года" Вивальди: эти "пасхалки" аккуратно "всплывали" из причудливой танцевальной фактуры и страстных мелодий танго и тут же исчезали, поглощались звуковой пучиной.
Еще одним приношением "великому Астору" стало исполнение его самых знаменитых танго в аранжировках того же Десятникова - впрочем, Настурика-Гершовичи и сюда приложил руку, добавив в партитуру партию перкуссии, придавшую музыке еще большую выразительность, драйв и новые краски. Не обошлось без таких хитов как Libertango, Oblivion и Adios Nonino: скрипка в руках солиста буквально оживала, рассказывала о драматичной истории, заложенной в каждом из этих танго. На бис прозвучала Fuga y misterio Пьяццоллы, ставшая идеальным примером мастерства каждого из солистов Страдивари-ансамбля и прежде всего блистательного перкуссиониста Владимира Маслова.