Хабаровские перевозчики объяснили, почему повышают стоимость проезда

Что заставляет перевозчиков Хабаровска повышать стоимость проезда, выясняли в Общественной палате города. На 11 маршрутах с 1 февраля поездка составит 57 рублей - рекордная цена для краевого центра.
Троценко Ирина/РГ

Предыдущее повышение было совсем недавно - в декабре. Тогда стоимость выросла до 55 рублей. Естественно, эта новость возмутила пассажиров, поэтому перевозчики попытались объяснить свою позицию. В Общественной палате города для этого собрали транспортников, депутатов и общественников.

"Мы пока не оценили, что дало повышение - в январе-феврале всегда низкий пассажиропоток, да и пассажиры психологически не сразу принимают рост стоимости. Часть из них какое-то время из экономии походит пешком, но потом они все равно к нам вернутся", - говорит руководитель компании-перевозчика "Пять звезд" Иван Новиков.

Объяснение перевозчики начали с перечислений, что подорожало из того, на чем держится транспортная отрасль: выросло в цене топливо, запчасти подскочили на 15 процентов, да и сами автобусы стали "золотыми". ПАЗ "Вектор", который покупают для работы на маршрутах, где нужны машины малого класса, стоит 8-8,5 миллионов рублей - почти в два раза больше, чем пару лет назад. Но и это лишь верхушка айсберга. Главная проблема, которую пытаются решить перевозчики за счет пассажирского кармана - кадровая.

"Последний десяток лет пассажиропоток снижается, люди пересаживаются на личные автомобили, мы теряем водителей - их переманивают на большие зарплаты. Уходят дальнобойщиками, вахтовиками, сейчас запрет на работу мигрантов ударит по предприятию. С момента, как губернатор озвучил, что с 1 февраля они не смогут работать в общественном транспорте, к нам не обратился по вопросу трудоустройства ни один человек. Пока не представляем, сможем ли выпустить все маршруты. А чтобы удержать людей, мы вынуждены повышать заработную плату. Для этого повышаем стоимость проезда. Ну, раз уж транспорт общественный, то платить за него должна общественность", - рассуждает Новиков.

Перевозчики снова напомнили, что вкладываются в обновление подвижного состава, а это тоже деньги немалые. И компенсировать вложения опять-таки должны помочь пассажиры. По их словам, сегодня себестоимость одной поездки выше 75 рублей, поэтому рост цены за транспортные перевозки неизбежна. По ФЗ-220 перевозчики, работающие по нерегулируемому тарифу, имеют право самостоятельно устанавливать стоимость проезда.

Вроде бы все логично, но вопросы остались. В частности, почему стоимость проезда наравне со старательными перевозчиками повышают и те, кто продолжает возить пассажиров на старых автобусах. Им-то что горожане должны компенсировать?

"Законность повышения должно подтвердить УФАС, мы подаем запрос, когда получаем уведомление об изменении стоимости проезда от перевозчиков. Они обязаны уведомить нас за две недели", - объясняет заместитель начальника управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Ольга Симакова.

По данным мэрии, в городе пока 22 процента маршрутов имеют стоимость проезда выше 55 рублей и 47 процентов - по 50 рублей.

Для прекращения роста тарифов решили пересмотреть маршрутную сеть, чтобы убрать часть дублирующих автобусов, изучить возможность предоставления пассажирам возможности бесплатной пересадки и проездных билетов, чтобы горожане могли хоть немного сэкономить на проезде.