"Это впервые в России, и это, конечно, отражает резкий рост спроса на квалифицированных инженеров, который предъявляют наши предприятия с 2022 года в связи с задачей технологической независимости и обрывом многих опор на глобальные технологические компании", - сказал на презентации исследования его ведущий автор, научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он добавил, что популярность выросла не только у IT-направлений, но и у специальностей, связанных с технологическими процессами.
В более раннем исследовании, проведенном также экспертами ВШЭ, констатировалось, что общее число студентов, учащихся на вузовских программах по инженерным, технологическим и техническим наукам, в 2024 году превысило 1,3 млн человек. Это максимальный показатель за последние девять лет. Исследователи отмечают, что численность студентов на инженерно-технических специальностях увеличивается год от года, и в последний год прирост составил 4,7 процента. Так, в 2023 году общее количество поступивших на инженерные направления в вузы составило 409,9 тысячи, и более 60 процентов от этого числа - прием на бюджетные места. Но увеличенный план обучения инженерным специальностям вынуждает вузы принимать абитуриентов с невысоким уровнем подготовки, отмечают эксперты. Например, в 2023 году средний балл принятых на бюджетные программы такого бакалавриата составил 68 против средних 70,3 (на аналогичных программах по искусству и культуре - 79,6, по наукам об обществе - 78,9, по гуманитарным наукам - 75,3). При этом спрос на инженеров рос быстрее: до 79,8 тыс. человек в 2022 году - на 43,5 процента выше, чем в 2021-м. Наиболее остро дефицит инженерных кадров ощущается в промышленности.
Как бы то ни было, профессия инженера снова приобретает популярность. По данным опросов, проводимых ВЦИОМ в канун выпускных школьных экзаменов, эта профессия стала считаться более привлекательной. В 2022 году среди 25-34-летних граждан на первом месте были профессии медработников (34 процента), на втором - занятость в информационных технологиях (23), третью позицию по престижности занимали специалисты образовательной сферы (17), на четвертой строчке, набрав по 15 процентов, - специалисты в области юриспруденции и военнослужащие, на пятой позиции - профессия инженера в различных отраслях (11). В топ-10 востребованных технических специалистов сегодня входят наладчик производственного оборудования, инженер-технолог производства, оператор станков с программным управлением, инженер сельскохозяйственного производства, инженер-конструктор микроэлектроники, инженер-схемотехник, инженер-электроник...
А сам выпускник школы, выбирающий профессию инженера, - кто он в среднестатистическом измерении? Как показывают исследования, это юноша, обучающийся в обычном классе общеобразовательной школы. Его родители, как правило, не имеют высшего образования, являются служащими, рабочими или обслуживающим персоналом. Они и влияют на выбор профессии. Выпускник школы планирует поступать в вуз для повышения своего социального статуса, построения успешной карьеры, получения в будущем высокооплачиваемой работы.
На подготовку современных инженеров нацелен правительственный проект "Передовые инженерные школы". Такие школы уже открыты на базе 30 университетов. "Рынок формирует запрос на определенных специалистов, - говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. - Например, в сфере машиностроения уже недостаточно инженера-конструктора в прежнем формате, требуются специалисты по проектированию и строительству автомобилей на электроприводе, это новая тема. А это совершенно уникальный сегмент инженерии, для обучения по которому необходимы отдельные образовательные программы. Аналогичная история в сфере разработок беспилотных технологий разного назначения, нового экономичного энергетического оборудования, нового поколения ядерных реакторов и так далее".
Сегодня появляется все больше различных производств, где требуются квалифицированные технические специалисты. При высоком спросе на инженеров их доходы растут. Диплом технического вуза гарантирует его обладателю зарплату на 40-45 процентов выше, чем средняя по региону. Средняя зарплата инженера в целом по России достигает 68 705 рублей. В Санкт-Петербурге она составляет 56 814 рублей, в Новосибирске - 46 512, в Екатеринбурге - 47 685, в Казани - 45 320.
Работу современных предприятий должны обеспечивать высококвалифицированные инженеры. Значит, спрос на инженерное образование не для "корочки", а для работы будет расти.