Аквапарки могут переманить часть туристов, которые ездили на Черное море

Число посетителей аквапарков может вырасти нынешним летом из-за загрязнения мазутом Черного моря. Как в курортных локациях, так и по всей стране.
Александр Демьянчук/ТАСС

Ситуация с мазутом может существенно повлиять на выбор туристов в летний сезон 2025 года, меняя его в сторону альтернативных видов досуга, считает вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. В частности, это может привести посетителей в аквапарки или термы, где вода контролируется и безопасна.

"Южные регионы с аквапарками, такие как Краснодарский край, могут привлечь часть туристов, которые все же решат поехать на юг, но избегают пляжей. При этом в крупных городах, удаленных от побережья, аквапарки могут получить прирост посетителей за счет туристов, которые решат не ехать на юг и останутся отдыхать в своих регионах", - считает Люлин. Центром притяжения могут стать и торговые центры с развлекательной инфраструктурой (кинотеатры, детские площадки, зоны фуд-кортов и магазины), это особенно актуально для курортных городов, где туристы будут искать альтернативные способы провести время.

"Это открывает возможности для владельцев объектов коммерческой недвижимости развивать услуги, ориентированные на туристов, и усиливать маркетинговую активность, чтобы привлекать новую аудиторию. Аквапарки и термы могут извлечь выгоду из сложившейся ситуации, особенно если они смогут предложить скидки, акции или дополнительные программы для семейного отдыха", - говорит Люлин. В то же время влияние ситуации на потоки посетителей будет, по его мнению, не слишком значительным - в пределах 10-15%. "Помимо побережья рядом с Анапой есть и другие курортные места, поэтому у людей будет возможность выбора, без замены моря на альтернативу", - говорит эксперт.

К концу 2024 года в России, по данным NF Group, функционировало более 100 аквапарков общей площадью около 1,3 млн кв. м. В 2025 году открывается еще три комплекса - в Суздале (уже начал работать), в Кирове и в Завидово Тверской области (он может стать крупнейшим крытым аквапарком в России, его площадь 54,3 тыс. кв. м). За период с 1997 года самым обильным на новые аквапарки был 2017 год - тогда появилось сразу 12 таких развлекательных центров. При этом рекордным по площади был 2004 год - появилось лишь 5 аквапарков, но их общая площадь превысила 200 тыс. кв. м (тогда как в 2017 году площадь была около 70 тыс. кв. м).

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Марина Трубилина

Наибольшая доля рынка аквапарков сконцентрирована в регионах Южного федерального округа - здесь находится 40% аквапарков. Большая часть аквапарков России (73%) сосредоточена в населенных пунктах, где менее миллиона жителей. В основном это туристические локации.

В последние годы аквапарки набирают популярность, отмечают аналитики. Этому способствовали сложности с поездками на море, популяризация здорового образа жизни, развитие внутреннего туризма и суровый климат большинства регионов.

Проректор по развитию программ магистратуры и аспирантуры Российской международной академии туризма Татьяна Рассохина считает, что аквапарки сами по себе не сместят значительно летние потоки от Черного моря, но могут повлиять на межсезонье. Ценность аквапарков определяется исключительно инновационностью, масштабом и местоположением, отметила она.

"Любой приличный аквапарк привлекает внутрирегиональный поток в рамках уикэндного туризма, если предоставляет размещение. Влиять на межрегиональный и тем более федеральный поток могут аквапарки, обладающие высокой уникальностью. Например, большой аквапарк с проходимостью в несколько тысяч человек может быть востребован в регионе Северного Кавказа, Урала, Поволжья как дополнительная точка притяжения. Туристы, принимая решение о поездке в эти регионы, будут это учитывать как дополнительную возможность. Но такие парки должны давать уникальные впечатления и предполагать зоны для разных видов водного отдыха", - говорит Рассохина.

Член Ассоциации СПА, бассейнов и аквапарков Андрей Петренко считает, что турпоток в Анапу в этом году все равно останется, ведь во многих отелях на черноморском побережье есть бассейны и другие точки притяжения. С другой стороны, поток посетителей аквапарков не может увеличиваться бесконечно, так как там есть ограничения по посещаемости.

При этом, по его словам, рынок аквапарков в стране развивается, и если тренд на внутренний туризм продолжится, то через десять - пятнадцать лет отрасль будет на пике и мест будет значительно больше.

Тем временем

Горячие ванны в снежном лесу

Еще активнее развивается рынок термальных комплексов. Пока насчитывается около полусотни объектов по всей стране, но на этапе строительства находится более двух десятков терм и лишь единицы аквапарков.

Рынок термальных комплексов активно развивается. На этапе строительства находится более двух десятков терм. Фото: РИА Новости

При этом термы и аквапарки различаются набором инфраструктуры и аудиторией, отмечают в NF Group. Большинство терм работает круглый год, тогда как 62% аквапарков - это открытые сезонные объекты на теплое время года.

Аквапарки ориентированы на семьи с детьми, для которых предусмотрен целый комплекс развлечений, аттракционов и игр. Тогда как в термах 80% посетителей - люди взрослые, которые стремятся не только к отдыху, но и к оздоровлению.