Проверка слуха: Правда ли, что на складах у дилеров скопилось огромное количество машин и это грозит кризисом рынку

РОАД: На конец года стоки дилеров составляли 2-3-месячный запас автомобилей
Некоторые СМИ озвучили, что на складах у дилеров осело огромное количество транспортных средств, которые невозможно распродать. Даже называлось число в 700 тысяч единиц. Якобы произошло затоваривание рынка, которое никак не пережить, если правительство не предпримет меры. Такое количество техники превышает прошлогодние объемы в полтора раза… Но дилеры считают иначе.
По оценкам экспертов, рынок машин затоварен, но не сильно. Примерно на три месяца.
По оценкам экспертов, рынок машин затоварен, но не сильно. Примерно на три месяца. / Юрий Смитюк / ТАСС

Корреспонденту "РГ" в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) предложили представить этот объем автомобилией. В прошлом году было продано почти 1,7 миллиона машин. То есть, половина авторынка стоит на стоянках?

Ну что, у нас страна большая. Есть, где все это разместить.

Но вот представьте картину. Средняя длина машины - 4 метра. Если весь этот запас выставить вдоль трассы М11, то эти машины займут обочины в два ряда в ту и другую сторону. Это будет новый автошоурум по длине всей трассы. Но у дилеров другое мнение.

Сейчас как раз самое удобное время для покупки автомобиля. Склады заполнены - надо продавать. Но сколько оно продлится - не известно никому

Да, в последние месяцы авторынок просел. И просел сильно. Согласно статистике РОАД, до октября он рос, а в ноябре упал. Причем на 28 процентов - почти на треть. В октябре повысился утильсбор. И вот она - реакция рынка. Это одна из причин его затоваривания. Да, оно есть. Но не в таких объемах, как заявляется в прессе. На конец года стоки дилеров составляли 2-3-месячный запас автомобилей, но никак не 700 тысяч, о которых говорят сегодня. То есть, речь о 300-350 тыс. авто.

Надо сказать, что сегодняшний период выгоден для желающих приобрести машину. Дилерам надо разгрести склады, а пользователям - купить авто. Сейчас как раз самое удобное для этого время. Но сколько оно продлится - неизвестно никому.

Комментарии дилеров

Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании "Рольф":

- Да, затоваривание на складах точно сейчас присутствует. Мы фиксируем, что на начало года запасов хватит на 3-4 месяца. Очевидно, что дилерские склады перенасыщены автомобилями китайских производителей. Мы находимся в постоянном контакте с нашими партнерами для поиска взаимовыгодных точек, так как ситуация с затовариванием непременно приведет к снижению прибыли всех сторон.

Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон":

- На складах дилеров товарного запаса сейчас на 2,5-3 месяца продаж. Стоки марок публично не раскрываются, по нашим подсчетам, их хватит на 4-5 месяцев продаж, и в общем объеме это порядка 400 тысяч легковых машин. Сумма больше января прошлого года, тогда основная масса поставок сложилась ближе к середине года. И это больше, чем было на рынке в ретроспективе минимум пяти лет.

Александр Шапринский, коммерческий директор сети дилерских центров "Прагматика":

- В наших дилерских центрах складской запас по китайским маркам составляет 2-3 месяца в зависимости от бренда.

Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг:

- Это могут быть остатки поставок августа-сентября прошлого года, когда россияне массово скупали новые автомобили в преддверии повышения утилизационного сбора, и дилеры старались удовлетворить спрос. И также сформировать собственный запас авто до индексации утильсбора и до ужесточения правил расчета платежей за ввоз автомобилей из стран Евразийского экономического союза. Помимо этого, до сих пор могут доходить заказанные и оплаченные поставщикам партии автомобилей прошлого года, которые не успели дойти вовремя из-за очередей на пунктах пропуска с Китаем в сентябре 2024 года.

Многие автомобили остались нераспроданными из-за роста ключевой ставки ЦБ до 21% в октябре 2024 года, когда стоимость кредитов снова повысилась. А с помощью этого инструмента приобреталось более 60% новых автомобилей в прошлом году. С учетом того, что продажи в сегменте с октября 2024 года начали снижаться (рост реализации по сравнению с 2023 годом за октябрь, ноябрь, декабрь - на 52,4%, 11,1% и 3,3% соответственно), не удивительно, что у дилеров остался запас новых автомобилей на 4-5 месяцев текущего года.

Наличие складских запасов новых автомобилей 2024 года выпуска подтверждают и действующие в январе 2025 года специальные условия на покупку данных моделей. Haval, Chery, Omoda, Jaecoo, Kaiyi, "Москвич" и Lada - не полный перечень брендов, предлагающих покупку нового авто с выгодой от 60 000 до 800 000 рублей. Примечательно, что в начале месяца многие из перечисленных автоконцернов обновили свои прайсы в сторону увеличения. Например, модели Haval прибавили в цене 100 000 - 200 000 рублей, АвтоВАЗа - в среднем 50 000 рублей.

При этом поставки новых автомобилей, выпущенных уже в этом году, дилерам не прекращаются. Только АвтоВАЗ по итогам прошлого года выпустил на 40% продукции больше, чем в 2023 году, а в январе 2025 года началось производство еще и универсала Lada Iskra. Бренд Haval выпустил 130 000 своих моделей в прошлом году, а в текущем планирует увеличить производство еще на 10%.

Однако, на мой взгляд, с учетом роста цен на новые автомобили и завышенной стоимости кредитов россияне в 2025 году будут все больше отдавать предпочтение ассортименту рынка авто с пробегом. Эту тенденцию уже доказали их продажи по итогам декабря 2024 года - 522 900 единиц (на 24,6% больше, чем в декабре 2023-го) и всего прошлого года - 6 млн 036 600 автомобилей с пробегом (рост 6%). Это почти в шесть раз больше, чем реализация новых авто за весь прошедший год.