Двойка с весом: в России обсудят необходимость оценок за поведение в школе

До первого июля в России должно пройти всестороннее обсуждение вопроса о возвращении в школы оценок за поведение. Такие сроки обозначил президент Владимир Путин в своем поручении правительству по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Михаил Мокрушин / РИА Новости

В поручении, опубликованном на сайте Кремля, указано, что обсуждение нужно провести с профессиональным и родительским сообществами. Доклад представить до 1 июля 2025 года.

За что ставить оценки? Равноценна ли "двойка" за болтовню на уроке "двойке" за драку с синяками? Или за сломанную парту? И главное - решит ли оценка за поведение проблему самого поведения?

Как было раньше? В советское время оценки за поведение вовсю выставлялись в дневники. Получить "два" по поведению, быть уличенным в драке или порче школьного имущества было вполне сравнимо с "двойкой" за контрольную, если не хуже. Сейчас у учителей нет такой обязанности - оценивать поведение. Но каждый педагог может написать замечание или даже поставить оценку - исключительно для того, чтобы проинформировать родителей. Никакого влияния на итоговую оценку в четверти или в году это не имеет.

Как отмечал ранее Владимир Путин, если возвращать оценки за поведение, то так, чтобы они были равноценны с другими оценками и влияли на что-то.

Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев, который первым поднял вопрос возвращения оценок за поведение еще в марте прошлого года, считает, что они помогут учителям справляться с "отпетыми" хулиганами, а также с буллингом и хамством учеников по отношению к педагогам.

Также звучали идеи снижать баллы ЕГЭ за плохие оценки по поведению или учитывать этот показатель при поступлении в вузы.

Мнений на это счет множество, тему обсуждают и педагоги в учительских, и родители за ужином. Вот что говорили эксперты "РГ".

Марина Храмова, директор Высшей школы образования и психологии БФУ им. Канта:

- Мы пытаемся возродить хорошие практики из российского и советского опыта, это здорово, но вот оценка по поведению такой практикой пока не кажется. Для хулигана, если он уже пошел "в отрыв", это может стать скорее не мерой воздействия, а поводом, вызовом продолжать хулиганить. А если ребенка "понесло" как-то вдруг, то это уже повод привлечь психолога, выяснять, что не так. А вообще, сегодня будущих учителей нужно учить работать в сложных, нестандартных ситуациях при сложном поведении детей.

Виктор Болотов, академик РАО, профессор ВШЭ:

- Главный вопрос - каковы критерии плохого поведения? За что ставить "пятерку", за что - "тройку", "двойку"? Представления об этом у учителей абсолютно разные и, как правило, очень субъективные. Кроме того, надо помнить, что иногда поведение ребенка может быть связано с отклонением в психике.

Даже если допустить, что оценки снова появятся, что дальше? Какие последствия у ребенка за "неуд", какие привилегии за пятерку? С учебными предметами понятно: двоечники, условно, остаются на второй год. А что делать с годовой двойкой по поведению? Из школы выгонять? На мой взгляд, это должно решаться через школьные уставы и школьное самоуправление. Когда не учитель ставит оценку за "не такое" поведение, а правила поведения четко прописаны в главном школьном документе - уставе.

Алексей Гусев, ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации:

- Подростки иногда в силу переходного возраста могут выражать свое мнение специфически. Для педагогов возможность оценивать поведение может быть опасна: есть риск скатиться на давление. При этом, конечно, нужны меры наказания для хулиганов, которые систематически срывают учебный процесс.

Елена Недбайло, заместитель директора, учитель истории "Гимназии №1" г. Оренбурга:

- Оценки за поведение существовали с середины прошлого столетия, и в дневниках были даже специальные графы для такой оценки. Это своего рода сигнал для родителей - где-то нужно воспитание скорректировать, обратить внимание на ребенка.

Пусть вернется эта система, ничего плохого в этом не вижу. Главное - не переборщить. Важно, чтобы каждый учитель чувствовал эту тонкую грань между заслуженным указанием на неправильное поведение и бесконечным "тыканьем" за самый незначительный проступок...

Екатерина Полякова, мама девятиклассника, г. Москва:

- Для сегодняшних детей учитель - это не кто-то, кого нужно слушать и слушаться, а представитель "сферы образовательных услуг". Сильных педагогов, умеющих завоевать уважение и расположение зумеров, все меньше, поэтому все хуже и с дисциплиной. И оценка за поведение могла бы быть сдерживающим фактором.