Счетная палата предлагает пересмотреть плату за использование лесных участков

Счетная палата проверила эффективность работы уполномоченных органов в сфере управления землями лесного фонда и нашла несколько системных проблем и нормативных пробелов, из-за которых федеральный бюджет недополучает потенциальные доходы.

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель, в федеральной собственности находится 94,9% федеральных земель (это более 1 млрд гектаров земель лесного фонда). В 2023 году в пользовании было 23,2% земель лесного фонда, из которых 86% (222,2 млн гектаров) передано в аренду.

"Доходы федерального бюджета от использования лесов на 95% формируются за счет минимального размера арендной платы. По итогам 2023 года объем указанных поступлений составил 48,4 млрд рублей при плане 50,3 млрд рублей", - заявил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.

Оценка результативности передачи лесных участков в аренду показала, что при расчете арендных платежей уполномоченными органами субъектов страны существенных нарушений не было. Однако выяснилось, что ряд ставок для расчета арендной платы не пересматривался еще с 2007 года. К примеру, арендная ставка для ведения охотничьего хозяйства за единицу площади лесного участка с объектами инфраструктуры по-прежнему установлена в размере 3 копейки за 1 гектар в год. Такая ставка не соответствует экономической обоснованности стоимости права аренды лесных участков, так как не учитывает характеристики участков (их рекреационный потенциал, расположение, транспортную доступность и т.д.).

"В связи с этим Счетная палата предложила пересмотреть действующую ставку, взяв за основу кадастровую стоимость участка. По нашим оценкам, возможный экономический эффект от реализации данного предложения составит более 294 млн рублей в год (расчетно)", - сказал аудитор.

Другая проблема связана с практикой установления на земельные участки, которые не обременены правами третьих лиц, публичных сервитутов. Одной из тенденций здесь является массовое расторжение договоров аренды лесных участков и последующее установление на эти участки публичных сервитутов. При этом плата за публичный сервитут "свободного" участка в несколько сотен раз меньше арендной платы. В результате подобной практики сокращаются поступления в федеральный бюджет: например, в 2022-2023 годах и за восемь месяцев прошлого года было расторгнуто 22,3 тысячи договоров аренды лесных участков, совокупная площадь которых составляет 14,65 тысяч гектар, из-за чего ежегодные доходы в бюджет упали с 459,8 млн рублей до 206 тысяч рублей.

Еще одна проблема - недостаточная актуальность данных о лесных ресурсах. В реестре федерального имущества, в частности, нет большинства данных о лесных участках, что ограничивает достоверную оценку объема лесных ресурсов России и уровень их вовлечения в хозяйственный оборот.

Также обнаружились системные нарушения в ходе использовании лесных участков: например, отсутствуют проекты освоения лесов, а уполномоченные органы не всегда обеспечивают надлежащий контроль за деятельностью лесопользователей. Это ведет к незаконному использованию лесных участков.

В рамках контрольного мероприятия удалось устранить нарушения, которые связаны с незаконной регистрацией права муниципальной и субъектовой собственности на лесные участки в отношении пяти участков, общая площадь которых - 65,2 тысяч гектаров, а кадастровая стоимость - 909 млн рублей.

Счетная палата привела рекомендации, которые должны повысить эффективность управления лесными участками. В частности, она предложила пересмотреть порядок определения ставки арендной платы за единицу площади лесного участка при ведении охотничьего хозяйства и определить плату за публичный сервитут на землях лесного фонда, которые не обременены правами третьих лиц, в размере соответствующей арендной платы. Также следует разработать мероприятия по верификации данных о лесных участках, которые содержатся в государственном лесном реестре, реестре федерального имущества и Единого государственного реестра недвижимости.