Исследованием руководила Ши Чжэнли - ведущий вирусолог, известная как "женщина-летучая мышь". Именно она занималась исследованиями коронавирусов летучих мышей в лаборатории Гуанчжоу, а также ранее в Уханьском институте, который был в центре споров о происхождении COVID. Напомним, одна из версий начала пандемии - утечка SARS-CoV-2 из этой лаборатории. Версия эта не была доказана, и единого мнения о происхождении вызвавшего пандемию 2020-2023 годов так и не появилось. Наиболее распространенное мнение среди специалистов - естественным природным резервуаром для SARS-CoV-2 были летучие мыши, а к людям он попал через промежуточного животного-хозяина. Сама Ши отрицает, что была допущена утечка из лаборатории.
И вот теперь - новая находка - еще одна разновидность коронавируса (его маркировали как HKU5), впервые выявленная у японской летучей мыши Pipistrelle в Гонконге. Новый вирус является родственным вирусу, вызывающему ближневосточный респираторный синдром - MERS (так называемый "верблюжий грипп"). Как сообщают китайские специалисты, вирус способен связываться в организме человека с тем же рецептором, который используется вирусом SARS-CoV-2, вызывающим COVID-19.
Значит ли это, что мир снова перед угрозой новой эпидемии? На это вопрос "РГ" ответили наши постоянные эксперты.
Иван Коновалов, доцент кафедры инфекционных болезней у детей Института материнства и детства Пироговского Университета:
- Согласно опубликованным данным, был обнаружен новый подтип коронавируса, известный как HKU5-CoV. Этот вирус структурно схож с MERS-CoV, который известен с 2012 года и вызывает тяжелые дыхательные расстройства с летальностью до 35%. Как и SARS-CoV-2 (возбудитель COVID-19), новый вирус HKU5-CoV использует АПФ2-рецепторы на поверхности человеческих клеток для проникновения внутрь и размножения.
Естественным резервуаром этого вируса также являются рукокрылые. Их уникальная иммунная система позволяет им переносить множество опасных для человека вирусов, которые могут мутировать и передаваться от человека к человеку. Полученные знания позволяют создать тесты к открытым вирусам, направленные на раннее выявление патогенов и понимание их ареала распространения.
Межвидовой переход вирусов действительно может привести к новым эпидемиям. Поэтому особое внимание уделяется эпидемиологическим и микробиологическим исследованиям не только в человеческой популяции, но и в окружающей среде в целом.
Андрей Поздняков, врач-инфекционист "Инвитро", кандидат медицинских наук:
- Когда мы говорим про ныне циркулирующие штаммы COVID-19, то с ними уже все вполне ясно: они точно ничего страшного с человечеством больше глобально не сделают, потому что они в процессе эволюции ушли в малопатогенную линейку "омикрона". То есть он малопатогенный (вызывает нетяжелое заболевание) и очень заразный. Соответственно, им подвержены широкие массы населения, при этом вирус своих носителей не убивает, и имеет прекрасные возможности к размножению и распространению. Поэтому в этой части каких-то явных предпосылок к глобальной новой мутации я не вижу.
Но нужно не забывать, что, к сожалению, коронавирусов множество, и у них есть источники в дикой природе. Это коронавирусы животных. Соответственно, если возникнет "перекрест" между ними, и если такой мутант станет заразен для человека (как это произошло с SARS-CoV-2 в 2019 году), вот тогда может произойти что-то новое и опасное.
Если обнаруженный недавно вирус, о котором мы говорим, обладает какой-нибудь кардинальной мутацией, и он действительно окажется способным инфицировать человека, тогда, по сути, это уже будет новый (для человечества) тип коронавируса, и, соответственно, при попадании в человеческую популяцию есть риск заполучить тяжелую вспышку и даже эпидемию.
Собственно, для этого и существует эпидемиологический мониторинг - чтобы вовремя обнаруживать случаи новых, непонятных инфекций, идентифицировать их и быстро принимать меры против распространения.