Кульминацией фестиваля, который начался еще в феврале, стало беспрецедентное событие - показ на Исторической сцене Большого театра всех четырех опер легендарной тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга". Цикл в постановке Мариинского театра привез в Москву дирижер Валерий Гергиев, генеральный директор Большого и Мариинского театров. В Петербург отправились опера Россини "Путешествие в Реймс" и балет "Мастер и Маргарита" на музыку Шнитке и Лазара.
Появившееся на московской оперной сцене "Кольцо" - не только часть масштабных обменных гастролей в рамках сотрудничества Большого и Мариинского театров, но и настоящая культурная буря после более чем двадцатилетнего затишья. Впервые московская публика увидела оперный цикл в 2003 году, сразу перед закрытием исторического здания ГАБТа на реконструкцию. 2025 год стал временем второго путешествия тетралогии Вагнера из Петербурга в Москву.
Настоящий марафон для любителей музыки, "Кольцо нибелунга" прошло в двух сериях показов, устроив проверку на прочность как зрителям, так и исполнителям. Оперы "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" можно было посмотреть с 5 по 9 марта и с 13 по 16 марта.
Гармонируя с вагнеровской идеей синтеза искусств, фестиваль не ограничился рамками музыки: его посетителей ожидали сюрпризы в виде выставки и цикла лекций. Экспозиция "Оперы Рихарда Вагнера на сцене Большого" открылась в Хоровом зале исторического здания и наряду с другими экспонатами содержала эскизы Коровина, Головина и Федоровского. А в Бетховенском зале прошли лекции Марии Залесской - музыковеда, историка, автора книги "Вагнер" и главного редактора издательства "Молодая гвардия".
Три лекции Залесской, которыми предварялось вагнеровское музыкальное полотно, подготовили слушателей к его восприятию. Они были посвящены темам "Вагнер. Лейтмотив любви", "Вагнер в России" и ""Кольцо нибелунга" и его символизм". Соответствие каждой из заявленных тем своему дню напомнило структуру тетралогии Вагнера, которую слушателям предстояло оценить на следующий день после лекций. Благодаря оставшимся ссылкам на трансляции, размещенным на сайте Большого театра, к лекциям смогли приобщиться все желающие. По окончании лекций слушатели задавали интересующие их вопросы в надежде выиграть книгу Марии Залесской за лучший вопрос.
Со стороны Большого театра привлечение ее в качестве лектора оказалось лучшим решением. Автор знаменитой книги о Вагнере, удостоенной звания лучшей иностранной биографии композитора (Германия, 2013), с доброжелательной улыбкой рассказывала понятным языком о сложностях вагнеровского искусства. Творческий подход Залесской оказался сразу же оценен зрителями: тонкий юмор, интересные цитаты и узнаваемый стиль повествования смогли до конца удержать публику. Как только завершалась одна лекция о Вагнере, заинтересованные слушатели нетерпеливо ждали возможности вернуться в теплую, дружественную атмосферу беседы на следующий день. Наиболее внимательные каждый день приходили с новыми вопросами, побуждая лектора к продолжению интересной дискуссии.
На первой лекции было подчеркнуто значение личности Вагнера, затронуто понятие синтетического искусства будущего и рассмотрены его античные истоки, а также определены два главных врага высокого искусства: мода и коммерция.
Также слушатели смогли проследить, как тема жертвенной, всепрощающей любви прослеживается во всех драмах Вагнера. Перед посетителями лекции предстал и Вагнер-критик, словно сочетающий разные личности. Вагнер-дирижер, в свою очередь, требовал от певцов полного актерского переживания музыкального материала - словом, работы по системе Станиславского.
Разговор касался русских гастролей Вагнера, его знакомства с ключевыми музыкальными фигурами современности, признания Русским филармоническим обществом и жизни на улице Большая Лубянка.
Третья беседа стала кульминационной в лекторском цикле. Говорилось о создании Вагнером собственного мифа на основе сюжетов прошлого, о Рагнареке и о проклятии Золотого тельца, об искупительной жертве, хэппи-энде в операх и о том, как "Гибель богов" могла стать "Судьбой богов". Бонусом стала забавная история замены меча Нотунга на автомат Калашникова в одной из постановок.
Спустя годы Вагнер усилиями Валерия Гергиева "вернулся" в Россию, которую когда-то так полюбил. Мечта композитора о постановке всех частей тетралогии сбылась, а новые технологии в декорациях и костюмах позволили добиться вневременного характера действия и целиком погрузили в него зрителей.