Когда менять зимнюю резину на летнюю: что говорят закон и эксперты

- Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю по закону
- Когда менять резину на летнюю с учетом погоды: общие правила и мнение экспертов
- Зачем нужно менять зимнюю резину на летнюю
Когда нужно менять шины по закону
Согласно закону, есть четко установленные правила. В зимние месяцы запрещено ездить на летних шинах, в зимние - на шипованных. Это прописано в Правилах дорожного движения. А именно - в приложении к ним, утвержденном постановлением правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 06.12.2024) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения").

Тут надо пояснить. Что такое шипованные шины - понятно всем. У них есть шипы, и их видно невооруженным глазом. За использование таких шин летом можно получить штраф 500 рублей, если сотрудник ГИБДД остановит на дороге. Но именно в межсезонье на них вполне можно ездить. Если автовладелец не считает такой проезд убытком.
А с летними, межсезонными, и прочими фрикционами, начиная с весны, и вовсе не может возникнуть проблем. Но тут надо помнить, что прописано в Правилах. А именно, обозначения шин.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаками
- в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее,
- "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа)
во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не менее 4 мм.
Если протектор меньше, то такая неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования. Замером с помощью штангельциркуля, если он у инспектора найдется. Однако именно сейчас водителям не грозят никакие кары. Да, зимние месяцы прошли. Но летние еще не наступили. Наступило межсезонье.

Когда менять зимнюю резину с учетом погоды
Общие правила
Когда средняя температура превышает +5 градусов, шины можно и нужно менять на летние. И наоборот. Ниже +5 градусов - на зимние.
В среднем температура в Москве днем сейчас выше + 5 градусов. Значит, нужно менять шины? Это не совсем так. Ночами температура падает до минуса. Значит, на мостах и набережных будет скользко. Если ехать ночью. Земля и асфальт еще не прогрелись до той температуры, чтобы заморозки на них не сказывались. Так что пока менять покрышки - не самое актуальное дело. Понятно, что стучать шипами по асфальту не очень удобно. Но вдруг пригодится? В каком-нибудь резком торможении на мосту.
Когда менять зимние шины на летние по погоде: слово экспертам
Автоэксперт Игорь Моржаретто:
- Общие рекомендации, когда менять шины на летние, сводятся к следующему - при повышении среднесуточной температуры более +5. Погода в России творит чудеса. Чтобы в Москве менять зимние шины на летние в начале марта - это нонсенс. Тем не менее, это активно происходит. Уже даже очереди в шиномонтажи выстроились.
Но, несмотря на теплую зиму настала ли пора менять покрышки? Вопрос открытый, поскольку и май может нас порадовать снегопадом и отрицательными температурами.
Генеральный директор испытательной лаборатории Юрий Пархоменко:
- Если у нас в среднем плюсовая температура днем, и поездки не планируется на север - менять. Если плечо пробега короткое, то шины надо менять. Ночью заморозки, но дело не в большой отрицательной температуре ночью, особенно если не было осадков. А в необходимости выжить на дороге. Если движение предстоит внутри Москвы, или по трассе Москва - Санкт-Петербург, то переобуваться не потребуется. Даже если погода будет не очень удачной, просто потребуется ехать медленно и аккуратно.
Шипованные шины имеют худший результат при торможении на сухом асфальте, чем летние. Так что надо подумать перед тем, как менять одни на другие. Тем более, что в конце апреля может выпасть снег. Это, конечно, говорит гидрометцентр. И их прогнозы могут не совпадать с пожеланиями природы. Но учитывать их стоит.
Еще 20-30 лет назад шипованных шин не было в природе. Ездили на летних шинах. Зимние (без шипов) были дефицит. Этой зимой можно было ездить по Москве на летних.

Итак, зима в столице была очень теплая. Не то чтоб менять шины не требовалось, но, тем не менее, пользы от шипов было очень мало. Дороги редко заносились снегом, обледенения возникали на мостах и набережных. Но, как только водитель выезжает в другой регион, то тут же происходят всякие неприятности. Поэтому ранняя смена шин может обойтись неприятностями
Но норма установлена:
- С 1 декабря - необходимо ездить с зимней резиной всем, для кого она предусмотрена. В частности, на грузовики и автобусы такие нормы не распространяются.
- С 1 июня и до 1 сентября - все без шипов.
- Весна и осень - кто на чем хочет, тот на том и ездит.
Главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков:
- О сроках смены шин может сказать только Гидрометцентр. Причем в каждом регионе индивидуально. Ночью холодно. Возможны снегопады. Днем потеплело. Можно поставить и летние шины, но надо соблюдать и дистанцию, и скорость. И днем, и ночью эстакады могут преподнести сюрпризы.
Зачем вообще менять шины?
Корреспондент "РГ" как-то съездил весной со своим коллегой на автодром вспомнить особенности вождения в теплый период. Но репортер приехал на шипованных шинах, а его коллега - на летних. В результате при экстренном торможении автор этих строк проехал на пять метров дальше, чем его коллега. Хотя тормозили с одной скорости - 90 км/ч. Причем у коллеги был джип в полторы тонны весом, а у автора этих строк - машинка весом 900 кг.
Как напомнил Игорь Моржаретто, при температуре выше +5 градусов смеси, из которых изготовлены летние шины, уже начинают "работать", то есть в полной мере могут выполнять свои функции. Одновременно, по сравнению с зимними шинами, летние экономят своему владельцу не только топливо, но и ресурс. Ведь они тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.

Грубо говоря. Летние шины в минусовые температуры просто не работают. Они предназначены для отведения воды из-под колес, а не для того, чтобы пробираться по снегу или тормозить на льду.
Зимние шины, да еще с шипами предназначены, чтобы пробраться по снегу, а также затормозить на обледенелом участке.
Но зимой использование летних шин может привести к аварии. Машину может занести, она просто не сможет въехать в горку…
Шипованные шины летом увеличивают тормозной путь, портят асфальт, оставляя при экстренном торможении бороздки. Так что использование шин по сезону - это правильная идея. Только строгого контроля за этим нет. Поскольку в каждом регионе свои климатические условия. И где-то можно поменять шины сейчас, а где-то надо с этим делом подождать. Но не возить же водителю в багажнике дополнительный комплект шин из-за того, что он едет из одного региона в другой?
- Уиткофф назвал ключевой проблемой урегулирования на Украине Донбасс и Крым
- Юрий Слюсарь сообщил подробности ночной атаки дронов на Ростовскую область
- Минобороны РФ: Киев преднамеренно взорвал ГИС "Суджа" ради провокации
- Bloomberg: Франция хочет развернуть самый мощный торговый инструмент против США
- В правительстве обсуждают льготные тарифы на воду и электричество для садоводов
- МВД: Мошенники придумали схему с продажей лекарств по "льготным" ценам
ЕС планирует тратить на вооружение себя и Украины миллиарды, которых у него нет
Военкор Александр Сладков: Когда думаешь "все, приехали", уже не страшно. Страшно, когда знаешь, что завтра тебе идти в какой-то район, а там может случиться всякое
ЦБ вновь сохранил ключевую ставку. Что будет с вкладами и кредитами?