Цены на АЗС почти остановились: ждать ли бури или продолжится штиль

На бирже котировки бензина и ДТ растут уже вторую неделю, причем дизель на этой неделе уже бьет рекорды по стоимости с начала года, превысив отметку 60 тыс. руб. за тонну. Такое разнонаправленное движение оптовых и розничных цен наводит на мысли, что либо АЗС просто еще не успели отреагировать на весеннее увеличения спроса, либо связь между рынками совсем прервалась.
Впрочем, как заметил в беседе с "РГ" заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, на сдерживание розничных цен одновременно влияет несколько факторов. Охлаждение инфляционных процессов в экономике (по данным Росстата, в последнюю неделю инфляция составила всего 0,06%). Устойчивое превышение предложения бензина и ДТ над спросом. Продление правительством на длительный период (до конца августа) запрета на экспорт бензина для непроизводителей. Загрузка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на полную мощность и отсутствие их плановых ремонтов в настоящее время.
К этому можно добавить улучшение информационного фона. Долгое время одним из дестабилизирующих факторов для нашего топливного рынка были сообщения о налетах БПЛА на наши нефтебазы и НПЗ. По мнению Станкевича, заявленное и ожидаемое соглашение о прекращении взаимных ударов по объектам энергетической инфраструктуры России и Украины дополнительно стабилизирует рынок и повышает качество прогнозирования производства и потребления на топливном рынке.
Как уточняет генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, соглашение будет иметь важное значение для рынка бензина, где профицит предложения всегда был существенно ниже, чем на рынке ДТ. Де-факто это будет служить гарантией того, что производство бензина в России в нынешнем году не будет снижаться.
Но все перечисленное совсем не объясняет, почему розница не реагирует на биржевые котировки. По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, ситуация в рознице в целом обусловлена еще не начавшимся ростом спроса, в том числе, по-видимому, еще не начавшимися закупками топлива аграриями перед посевной. Отдельно для ДТ сыграл свою роль переход с зимних сортов топлива на летние. Поэтому цены на АЗС почти остановились и не выбирают даже те минимальные пределы, которые рекомендованы ФАС, поясняет эксперт.
С точки зрения Гусева, как только закупки топлива начнут расти и увеличится количество отгрузок с НПЗ, в действие вступят все те же факторы, которые играют за повышение цен в рознице. Опять с поставками не будет справляться железная дорога. В СМИ уже появилась информация, что грузоотправители топлива стали подавать в суд на РЖД за несвоевременную доставку товара. Конечно, это по силам только крупному бизнесу, но количество таких исков будет расти. Из-за проблем с доставкой будут делаться закупки топлива впрок, что еще больше разогреет спрос и окажет давление на цены, поясняет Гусев.
Он считает, что за исключением проблем с доставкой в остальном этот год для топливного рынка нашей страны пройдет спокойно. С доставкой сложности также решаются, но развитие речного или трубопроводного транспорта не происходит мгновенно.
Схожий взгляд у Терешкина. На российском топливном рынке в этом году будет сохраняться ситуация business-as-usual (обычный бизнес, без потрясений). У нефтяников не будет серьезных стимулов для взвинчивания цен. Риски опережающего роста цен будут актуализированы только в том случае, если Минфин пойдет на сокращение субсидий для НПЗ, а это вряд ли произойдет раньше, чем в 2026 году, отмечает эксперт.
Особое мнение высказал управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов. Цены в рознице не до конца отражают реальную ситуацию на топливном рынке, поскольку стоимость на АЗС во многом управляется вручную, считает он. Негласно уже много лет регуляторы следят за тем, чтобы рост цен в рознице примерно соответствовал средней официальной инфляции в стране. Если же посмотреть биржевые цены, то они возобновили свой рост на фоне ожидаемого сезонного роста спроса. Что касается розницы, то и здесь рост неизбежен, и причиной является как увеличение спроса, так и еще неотыгранное повышение топливных акцизов в начале года.
Фролов отмечает, что, если правительство решит жестко придушить рост цен в рознице, то мы увидим дальнейшее сокращение количества АЗС в стране, особенно в независимом сегменте. В России огромное количество заброшенных АЗС, даже в центральной части страны, уточняет эксперт.
К сожалению, статистику о количестве заправок к 2025 году получить "РГ" в "Росстате" не удалось. Последние данные касаются конца 2023 года, тогда их было 30774 штуки. Для сравнения, в 2020 году - 30201 штук. Какие АЗС считались, просто зарегистрированные или реально работающие, неизвестно. Кроме того, при росте числа заправок за четыре года на 573 штуки в общем количестве АЗС на 909 штук увеличилось количество зарядных станций для электромобилей. Которые, впрочем, могут находиться и в пределах традиционных АЗС. Больше всего независимых АЗС расположены на востоке страны, в том числе в Дальневосточном Федеральном округе (ДФО), где фиксируются самые высокие цены на автомобильное топливо.
- Набиуллина назвала условие для стабильного курса рубля
- Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%
- Песков: Атаки по ГИС "Суджа" демонстрируют, чего стоят обещания Киева
- Путин наградил Лаврова орденом Андрея Первозванного
- Шойгу обсудил с Ким Чен Ыном Украину и начало диалога РФ и США
- На Кубани рассказали о состоянии пожарных, пострадавших при взрыве на нефтебазе
ЕС планирует тратить на вооружение себя и Украины миллиарды, которых у него нет
Военкор Александр Сладков: Когда думаешь "все, приехали", уже не страшно. Страшно, когда знаешь, что завтра тебе идти в какой-то район, а там может случиться всякое
ЦБ вновь сохранил ключевую ставку. Что будет с вкладами и кредитами?