Ректор МАИ Михаил Погосян - о новой системе высшего образования, современном инженере и приемной кампании

Ректор МАИ Михаил Погосян: Готовим лидеров изменений в аэрокосмической отрасли
С 2026 года все российские вузы должны перейти на новую систему высшего образования. Шесть вузов-пилотов апробируют ее второй год. Московский авиационный институт - один из вузов-участников пилотного проекта - с этого учебного года перевел все свои программы на новые уровни образования: базовый и специализированный. Ректор МАИ в интервью "РГ" рассказал, как идет переход на новую систему, зачем современному инженеру гуманитарные науки и в чем секрет подготовки специалистов в вузе, которому в эти дни исполняется 95 лет.
Ректор МАИ Михаил Погосян
Ректор МАИ Михаил Погосян / Александр Корольков/ РГ

Михаил Асланович, с этого учебного года все программы вуза переведены в новый формат. В чем основные изменения?

Михаил Погосян: Главный результат перехода на новую систему высшего образования для нас - более тесный уровень интеграции с индустрией, для которой мы готовим выпускников. Формируется новая среда, совместный взгляд на подготовку людей, которые в будущем должны стать лидерами изменений. Мы строим новые образовательные программы на основе совместного рыночного, технологического и кадрового прогнозов.

Вместе с партнерами МАИ готовит команды, которые должны внедрить в рабочие процессы современные методы математического моделирования, использовать возможности искусственного интеллекта, перспективные материалы. Все это обеспечит технологическое лидерство нашей страны в аэрокосмической области.

А еще мы вместе со студентами строим их будущую карьерную траекторию, определяем направления, где каждый из них сможет добиться наибольшего успеха. Для этого расширяем объем практик.

МАИ сегодня 95 лет. За это время университет подготовил 200 тысяч выпускников, среди которых известные ученые, конструкторы, летчики. Как удается вузу выпускать профессионалов высокого уровня вот уже почти целый век?

Михаил Погосян: Наш главный принцип - готовить людей, способных быть лидерами изменений в аэрокосмической отрасли. Тех, кто не только обладает знаниями, но и умеет решать конкретные инженерные задачи, внедрять новые технологии.

В основе всего - баланс между глубокими фундаментальными знаниями, высоким уровнем общепрофессиональной подготовки и практическими навыками, которые студенты приобретают, участвуя в реальных проектах.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

МАИ всегда отличался тем, что готовил комплексных инженеров - людей, которые могут создавать сложные технические системы. Это авиационные комплексы, ракетно-космические системы, авиационные двигатели, системное оборудование, радиолокационные комплексы, в процессе работы над которыми необходимо решать серьезные задачи. И комплексность в процессе решения такого рода задач, умение интегрировать в единую среду различные технологические направления, определяющие конкурентоспособность авиационной и другой техники, - это то, чему учит Московский авиационный институт. И, думаю, что жизнь подтвердила эффективность такого подхода.

Сегодня, когда мы идем к технологическому лидерству, какой специалист-инженер нужен стране?

Михаил Погосян: Сегодня продуктом становится не само изделие, а услуга, которую оно помогает оказывать. И конкурентоспособность такого продукта закладывается еще на этапе его разработки. Поэтому сегодня востребованы специалисты, которые могут комплексно решать такого рода задачи. Которые уже на начальном этапе не только разрабатывают технический облик изделия, но и проектируют его стоимость и стоимость его эксплуатации. Таких профессионалов готовит МАИ.

Еще одна важная особенность наших выпускников состоит в том, что они не только владеют глубокими знаниями, но широко используют современные методы искусственного интеллекта и математического моделирования. Это позволяет проводить виртуальные испытания техники на математических моделях, что существенно сокращает циклы и сроки сертификации изделий.

Когда все вокруг говорят о важности технического образования, как сохранить баланс и не забыть о гуманитарной подготовке?

Михаил Погосян: Уверен: невозможно достичь успеха, если вы не понимаете цели, которую перед собой ставите. В этом плане очень важной частью работы университета становится воспитание людей, патриотов, готовых решать задачи в интересах общества.

В рамках пилотного проекта мы в МАИ добавили в образовательные программы модуль гуманитарной подготовки будущих инженеров. Наша цель - формирование всесторонне развитой личности, способной не только к техническому творчеству, но и к эффективному взаимодействию в профессиональной среде.

И этот модуль помогает формировать критическое мышление, стимулировать саморазвитие, расширять кругозор, чтобы взглянуть на проблему с разных ракурсов.

Одна из ключевых характеристик новых программ - акцент на практике. Зарождается новый формат сотрудничества вуза и предприятия?

Михаил Погосян: Действительно, в последние годы мы вышли на новый уровень взаимодействия с предприятиями. От достаточно распространенного массового подхода "заказчик-исполнитель", когда предприятие заказывает университету подготовку определенного количества специалистов, мы перешли к партнерским отношениям.

У нас есть совместный управляющий комитет с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) и другими представителями авиационного кластера в структуре Ростеха. Мы тесно взаимодействуем с Роскосмосом, РКК "Энергия", АО "РЕШЕТНЕВ". Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" также является нашим многолетним стратегическим партнером. И это далеко не полный список предприятий.

Вместе мы формируем прогнозы развития рынков, технологические прогнозы. Совместно ведем не только программы подготовки молодых инженеров, но и программы дополнительного профобразования для уже работающих специалистов.

Тем не менее кажется, что МАИ из узкопрофильного аэрокосмического университета превращается в политехнический. Почему?

Михаил Погосян: Это действительно так. Сегодня многие технологические процессы, которые в значительной степени определяют конкурентоспособность аэрокосмической отрасли, являются рабочими и для других отраслей.

Научные школы Московского авиационного института стали реальными центрами развития новых технологий, которые должны обеспечивать решение политехнических задач и в математическом моделировании, и в проектировании композитных конструкций, и в создании и разработке электроракетных двигателей, перспективных гибридных силовых установок. Например, университет принимает участие в создании цифровых мультимодальных робототехнических систем, которые должны объединить в единую цифровую среду различные виды транспорта и системы связи.

Не за горами приемная кампания. Чего и кого ждете? На что ориентироваться абитуриентам?

Михаил Погосян: Интерес к инженерному образованию активно растет, равно как от года к году растет и уровень студентов, которые поступают в МАИ. Мы ждем не тех, кто хочет просто получить высшее образование, а тех, кто ставит перед собой амбициозные цели. Тех, кто нацелен на участие в той большой работе по обеспечению конкурентоспособности на мировом уровне, которая ведется в нашей стране, в Московском авиационном институте, в индустрии авиационно-космических систем.

Мы хотим, чтобы ребята, которые вольются в большую семью МАИ, были по-настоящему увлечены созданием перспективных высокотехнологичных изделий и систем. Потому что успеха добиваются только те, кто искренне увлечен своим делом.