В Казани прошел международный органный фестиваль

Каждый год в марте в Концертном зале имени Сайдашева в Казани проходит фестиваль, посвященный королю инструментов - органу. По приглашению Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (ГАСО РТ) здесь объединяются ярчайшие органные исполнители из России и других стран, которые демонстрируют свое искусство в тандеме с коллективом Александра Сладковского.
предоставлено пресс-службой Госоркестра Республики Татарстан

"Органный фестиваль стал неотъемлемой частью нашей концертной стратегии - утверждает маэстро. - Миссия оркестра - знакомить жителей республики с самыми лучшими артистами, с интересной, часто впервые звучащей в Казани музыкой". За шесть лет существования органного форума местная публика стала свидетелями российских и мировых премьер композиторов от эпохи барокко до наших дней. Элитарные, изысканные программы, в которых артисты всецело раскрывают богатство тембров органа нидерландской фирмы Flentrop Orgelbouw ВV, готовит куратор фестиваля, органистка и музыковед Евгения Кривицкая. Вместе с худруком Александром Сладковским и продюсером Алексеем Пилюгиным она дарит казанской публике уникальную возможность услышать голос органа не сольно, как это часто бывает, а в диалоге с оркестром.

Фото: предоставлено пресс-службой Госоркестра Республики Татарстан

В этом году органный фестиваль включал в себя три концерта. На открытии, посвященном 340-летию со дня рождения Баха, выступил выпускник Парижской консерватории, венгерский органист Питер Силаги (это был его дебют в Казани). Молодой исполнитель представил баховское органное наследие - Токкату и фугу до мажор, Симфонию из кантаты №20 в обработке Дюпре, а также Прелюдию и фугу на тему B-A-C-H cвоего великого соотечественника Листа и знаменитую Третью симфонию с органом Сен-Санса. За пульт ГАСО РТ встал также венгерский органист Даниэль Шомодьи-Тот, который в прошлом году покорил слушателей как виртуозный музыкант - но в этот раз запомнился еще и в амплуа дирижера. А на закрытии венгерских артистов сменили представители из России - лауреаты международных конкурсов Владимир Хомяков и Антон Шабуров. Выдающийся органист и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра вели масштабные по замыслу и воплощению "Диалоги" - именно так называлась программа, в которой были собраны сочинения композиторов-органистов Регера, Боэльмана, Брукнера. Украшением этих вечеров стал конферанс ведущего, актера и режиссера Петра Татарицкого.

На экваторе органного фестиваля расположился концерт "Пересечения и параллели", в котором многогранное творчество Баха рассматривалось сквозь призму его последователей из XIX века - Элгара, Малера, Фаармана и Рихарда Штрауса. Эти интереснейшие взаимосвязи, своего рода оммажи Баху блистательно показали японская органистка Хироко Иноуэ и британский дирижер Джереми Уолкер (оба - выпускники Московской консерватории). "ГАСО РТ - один из лучших оркестров в России, если не в мире, - считает Уолкер. - С ними работать - одно удовольствие, они способны играть музыку любой стилистики и любой сложности".

Специально для концерта дирижер сделал новую редакцию Торжественного и церемониального марша №1 Элгара - своего рода визитную карточку пышных британских праздников. В Зале Сайдашева пьеса эффектно завершила второй концерт фестиваля: Госоркестр Республики Татарстан заставил публику буквально аплодировать в такт энергичному ритму. Еще одна пьеса Элгара - оркестровая обработка Фантазии и фуги до минор Баха - была исполнена с присущей ГАСО РТ чувственностью и эмоциональностью. Обретя в лице Уолкера своего единомышленника и партнера, коллектив Александра Сладковского обращал внимание на тембровые переклички и динамические контрасты, погружая в позднеромантическую пучину звуков.

Фото: предоставлено пресс-службой Госоркестра Республики Татарстан

Концерт соль минор для клавира и струнных, равно как и Вторая сюита для оркестра и органа Баха в обработке Малера стали еще одним музыкальным поклоном немецкому гению. ГАСО РТ и Хироко Иноуэ прекрасно дополняли друг друга, не соревнуясь, а поддерживая; когда музыканты исполнили знаменитую "Шутку", слушатели ожидаемо подняли телефоны вверх. Еще одной казанской премьерой стали Четыре симфонические интерлюдии из малоизвестной оперы "Интермеццо" Штрауса: комический сюжет о том, как дирижер и его жена решают развестись из-за нелепой случайности здесь отчасти воспроизводил оркестр, с первых же тактов погрузивший в почти опереточную атмосферу.

Кульминацией вечера стал монументальный Концерт-симфония для органа и оркестра Ханса Фаармана - подлинное романтическое высказывание, в котором в сквозном развитии лирические эпизоды сменялись драматическими. Хироко Иноуэ наполнила пространство зала величественным, мощным тембром органа, который словно возвышался над звучанием оркестра. В интервью "РГ" артистка призналась, что давно мечтала исполнить это сочинение и вот, наконец, ее мечта сбылась: "Теперь я влюблена в концерт Фаармана, который сочетает дух позднего романтизма с гармониями XX века".