Не помогает даже откровенный лоббизм со стороны Трампа, который устроил недавно на лужайке у Белого дома "мини-автосалон", позируя в салоне красной Tesla Model S, заявив, что приобрел ее (цена 80 тыс. долл., между прочим) в знак поддержки своей "правой руки". Хотя ранее Трамп не раз публично критически отзывался об электромобилях: мол, "не скрепно" это для Америки. А теперь грозит карать за акты вандализма против дилерских центров Tesla и автомобилей как за "акты терроризма". После этого еще и министр торговли Говард Лютник, пренебрегая этическими нормами для госчиновника, в эфире Fox News призвал американцев покупать акции Tesla, нахваливая продукцию компании. Не помогло: акции Tesla снова упали.
Все это выглядит как едва ли не самый масштабный за последнее время протест потребителей, продиктованный политическими мотивами. Противникам Трампа и Маска не нравится, что администрация сокращает расходы по самым разным направлениям и что Маск вообще всюду сует свой нос. Распространяются даже невероятные слухи (и им верят), что всемогущий советник Трампа чуть ли не получил доступ и к персональным данным миллионов американцев, и к секретным планам Пентагона по ведению войны с Китаем. В истории США не было прецедента, чтобы не какой-то IT-стартап, а солидный автоконцерн столь стремительно терял капитализацию.
Это войдет в историю бизнеса как эпический "кризис бренда". Бренд Tesla ведь завязан именно персонально на Маска. Его яркая и противоречивая личность - большая составная часть капитализации. Тем более что Tesla уже не просто производитель электромобилей. Она активно инвестирует в системы автономного вождения, создавая беспилотные "роботакси". У нее есть быстрорастущий бизнес по аккумулированию энергии, она разрабатывает универсального гуманоидного робота Optimus. Маск в чем-то похож на Стива Джобса, ставшего олицетворением Apple. Он тоже выступает в качестве главного лица на мероприятиях компании и при запуске новых продуктов. Но Маск явно стал мешать бизнес с политикой, активно продвигая свои политические взгляды, в том числе через купленную несколько лет назад соцсеть X. Кстати, ее капитализация с тех пор упала на 80%.
Многие и раньше указывали, что Tesla сильно переоценена по сравнению со своими фундаментальными показателями. Выпуск ее автомобильной продукции в разы отстает от других автогигантов. Сегодня Tesla оценивается в 122 раза выше своей прибыли (показатель P/E = 122,2) по сравнению с конкурентами типа Ford (P/E = 6,84) или General Motors (P/E = 8,11). Видимо, акционеры все еще верят в технологический прорыв и быстрый рост. Tesla оценивают как компанию, которая либо вернет доминирование на рынке электромобилей - что вряд ли, учитывая конкуренцию китайских производителей - либо станет доминировать в беспилотных "роботакси". Либо обанкротится.
Некогда владение электрокаром Tesla стало модой, чтобы показать свою "прогрессивность". А нынче - какая уж там мода и "понты", если неуравновешенные ненавистники Маска могут сжечь твою "электричку" у тебя под окнами. Некоторые пытаются "защититься", прикрепляя на бампер оскорбительные для Маска наклейки: мол, я просто купил машину, а Маска терпеть не могу.
А ведь еще недавно - когда Tesla получила федеральный кредит в 465 млн долл. во время администрации Обамы по программе поддержки производства электромобилей - она была любимицей левых и демократов, олицетворяя модные идеи "экологически чистой экономики" и "зеленой энергетики". Даже вопреки объективным недостаткам по сравнению с авто с ДВС: малый запас хода (первая модель Tesla в 2012 году имела предел пробега около 350 км), малая мощность по сравнению с привычными для Америки внедорожниками, зависимость от сети зарядок, уязвимость в холод (снижается емкость аккумулятора). Но вся "любовь" либералов прошла, едва Маск встал на сторону Трампа.
Случаев вандализма по отношению к автомобилям Tesla в США и Канаде - десятки. Протесты, пикеты и попытки погромов (аж с "коктейлями Молотова") ее автосалонов, особенно в "демократических штатах". Во время первого срока Трампа так протестанты собирались около принадлежащих ему объектов недвижимости. Например, Trump Tower в Нью-Йорке.
Политическая активность Маска, получается, сильно вредит Tesla. Хотя Model Y была самым продаваемым электрокаром компании в прошлом году, объем продаж упал впервые за 12 лет, с 1,81 млн до 1,79 миллиона. Для бизнеса, ориентированного на постоянную экспансию, это тревожный сигнал. Прибыль также снизилась. 2025 год пока вообще провальный. В Европе в январе число новых регистраций Tesla упало на 45% год к году. Поставки китайских автомобилей Tesla, которые производятся для продажи как в Китае, так и за рубежом упали в начале года на 49%. А ведь китайский рынок для компании - главный.
Впрочем, проблемы Tesla могут быть глубже, чем "имиджевый крах". Модельный ряд, который раньше казался передовым, устарел: некогда "продвинутая" Model S продается с 2012 года, Model X - с 2015 года. Даже более новые Model 3 и Model Y начинают выглядеть устаревшими на все более конкурентном рынке, особенно на фоне массового прихода очень современных "китайцев" и "корейцев". Правда, появился "навороченный" Cybertruck (его цена упала в последнее время на 8%), но это нишевая модель. Впрочем, еще какое-то время все свои беды еще можно будет объяснять "происками либералов-демократов". Но не бесконечно.