Оркестр musicAeterna встречает 20-летие масштабным путешествием по России и миру

Юбилейный сезон musicAeterna в самом разгаре.
Для Теодора Курентзиса и musicAeterna музыка Малера эмблематическая, путеводная, даже сакральная.
Для Теодора Курентзиса и musicAeterna музыка Малера эмблематическая, путеводная, даже сакральная. / Никита Чунтомов / musicAeterna

Весна для ее музыкантов началась с юбилейного тура по городам России. Он стартовал в Сибири и на Урале, постепенно добираясь до столичных Москвы и Санкт-Петербурга. Везде, кроме Северной Пальмиры, где звучала Девятая симфония Брукнера, исполнялась Вторая симфония Малера - "Воскресение", произведение отнюдь не праздничное, как и все его сочинения, ибо слишком много горя и поражений принесла жизнь композитору. Но для Теодора Курентзиса и musicAeterna музыка Малера эмблематическая, путеводная и даже сакральная.

Музыка Малера - это постоянное ощущение, пусть иногда и завуалированное, внутреннего кризиса и предчувствие вселенской катастрофы. Но истинно романтический посыл его музыки с основополагающей одновременно трагической и иронической антитезой между бесконечностью человеческой мысли, синтезирующей мечты, и конечностью земного бытия, манит Курентзиса, как, быть может, главная загадка противоречивости человеческой природы.

У Малера это сформулировано: "Умру, чтобы жить". Курентзис - в поиске "своей" аксиомы, и исполнительская концепция musicAeternа - это отнюдь не фундаментальная догма, рутинное повторение давно отрепетированного и много раз сыгранного репертуара. А всякий раз - неожиданное открытие или ребус, сохранивший тайну.

Если же хочется вербальных раскладов творчества и юбилейных реляций, то musicAeterna тиражом библиографической редкости красиво и стильно, исключительно в черно-белых тонах издала "талмуд", в котором впечатляющие, немного пафосные высказывания "отца-основателя" коллектива, как нить Ариадны, ведут по творческим лабиринтам musicAeterna...

Исполнительская концепция musicAeternа - это отнюдь не фундаментальная догма, а всякий раз - открытие или ребус, сохранивший тайну

Вторая симфония Густава Малера - это махина и в прямом, и в переносном смысле.

В ее звучании задействовано почти две сотни музыкантов (ради того, чтобы все разместились, в Большом зале Московской консерватории пришлось даже специально сцену расширять за счет первого ряда партера, а церемонные перезвоны колоколов (Андрей Волосовский) раздавались из фойе партера Большого зала - после того как медленно и кинематографично с потоком холодного воздуха открывались двери, будто "врата Божьи").

Тут музыка Малера - это музыка мира, где, казалось бы, строгий симфонизм оборачивается невероятным мелодическим разнообразием, в котором Теодор Курентзис и его "этерновцы" с истинным наслаждением купаются, живописуя драматичные зарисовки из человеческой жизни, где отношения между инструментами в оркестре выстраиваются особенно колоритно, перерастая будто в природные стихии, что уже над временем и пространством.

Все предельно - оркестр, хор, солисты (тут выписаны автором значимые партии для сопрано и меццо-сопрано) эмоциональны.

Хотя и было заметно, что юные певицы Софья Цыганкова и Юлия Вакула пока ни ментально, ни вокально-технически до музыки Малера не дотянулись, но продемонстрировали красивые голоса.

Неизменно интригующим, тонко продуманным и глубоко прочувственным, при этом не лишенным обязательной внешней эффектности был диалог Теодора Курентзиса и с музыкантами, и с публикой, которая готова восхищаться каждым жестом маэстро, но не желает внять его заветной просьбе - забыть о мобильных телефонах, которые если не звонят во множестве, то запечатлевают кумира...

Малер считал свою Вторую симфонию произведением печальным. Курентзис не стал в открытую оппонировать автору, но нашел меж строк партитуры немало света, веры и надежды.

Кодой этого тура станут четыре концерта в Испании - в Барселоне, два в Мадриде и в Овьедо. А кульминацией всего юбилейного сезона будет Дягилевский фестиваль в Перми нынешним летом.

Дословно

Теодор Курентзис - о времени и о себе:

- Пожалуй, могу сказать, что я счастливый человек: мечта создать musicAeterna осуществилась на 99 процентов. Важны качество и наполненность каждой прожитой секунды, а не количество этих секунд и лет. Качество, как и вечность, неизмеримо.

Важно найти отклик правды в музыке каждого композитора. Ты нащупываешь эту правду, погружаясь в изучение звука того времени, собирая знания, но главное - это интуиция музыканта, предвидение текста.

То, что я хочу привнести в эту музыку, - это не сильные эмоции. Не громкость и не безупречная форма, я хочу привнести в нее "цветок раны" - совершенство церемонии, на которую собираются 110 музыкантов, чтобы поведать о наших ранах и наших переживаниях...

Послушайте симфонию Малера в концертном зале, а затем - лежа на земле в поле, в наушниках: возникнут совершенно разные чувства...

Искусство, в сущности, попытка с помощью наших очень ограниченных органов чувств уловить и передать вещи, которые неуловимы, странные образы и ощущения, которые невозможно выразить словами. Искусство - это символы, знаки, которые хаотично отражаются в нашем подсознании и только после какого-то сигнала гармонизируются, обретают смысл и значение. Поэтому важно дать толчок, чтобы люди посмотрели на произведение открытыми глазами.

...Двадцать лет назад - разве это был я? И если я буду рассказывать, какими были вы - тоже не поверите. Лучшее - впереди, а не позади.

Кстати

В эти же дни и Валерий Гергиев решил приучить и музыкантов, и публику Большого театра к Малеру, исполнив его грандиозную Восьмую симфонию.

Масштаб исполнения на Исторической сцене получился скорее площадным, нежели театральным: полтора оркестра (Мариинский плюс музыканты Большого), три хора (взрослый и детский Большого, а также мариинский десант) и восемь солистов.

Для авторского метафизического, чувственно-поэтического послания, где доминирует повелевающая сила, дирижер находит много красок и нюансов, которые далеко не все музыканты объединенного коллектива пока еще, к сожалению, способны реализовать.Но соло Лоренца Настурика-Гершовичи на скрипке Антонио Страдивари, на которой играл молодой Яша Хейфец, было уникальным.