С использованием ИИ в самое ближайшее время исчезнет около двух десятков профессий
Швыдкой: Потребность общения живого с живым всегда будет весьма высока
Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой. / Владимир Трефилов/ РИА Новости
Не скрою, многое узнаю, когда готовлюсь к очередной субботней "Агоре". За шесть сезонов получил возможность восполнить свои пробелы не только в школьной и институтской программах, но и погрузиться в те сферы знания, о которых прежде задумывался далеко не в первую очередь. Квантовая физика или исследования нейтронных связей в нашем мозге становятся для меня не менее интересны, чем загадки отношений К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Старая советская формула - "журналист меняет профессию" - за долгую жизнь стала нормой поведения.

Почему, в конце концов, докторская степень по искусствоведению и профессорство в театральном институте должны мешать постижению тайн ядерной физики или дипломатического мастерства? Эти достаточно личные соображения настойчиво преследовали меня, когда стал изучать прогнозы, связанные с профессиями, которые будут востребованы в краткосрочной, среднесрочной и уже совсем далекой перспективах. Важно отметить, что прогнозы эти определяются прежде всего развитием высоких технологий, среди которых почетное чемпионское место занимает искусственный интеллект. С его использованием, как считают специалисты, исчезнет около двух десятков профессий - и это в самое ближайшее время.

Самыми уязвимыми уже оказались бухгалтеры, налоговые служащие, копирайтеры, туристические агенты (в 2019 году, к примеру, объявила о своем банкротстве и начала ликвидацию "Томас Кук Груп", первая и одна из крупнейших в мире компания по организации туризма, созданная в 1841 году). Алгоритмы не хуже, а чаще лучше рентгенологов способны изучать снимки, анализировать результаты исследований КТ и МРТ.

Забастовки сценаристов и актеров в США стали сигналом надвигающейся беды для всего творческого цеха - ИИ способен сочинять литературную основу для сериалов дневного эфира, создавать электронные копии звезд и выдавать музыку для нужд первой необходимости. ИИ мстит и своим творцам - он оказывается способным заменить программистов низшего и даже среднего звена.

Словом, как сказал бы известный киногерой, "картина маслом". Даже такие профессии, как учитель, предполагают обретение электронного помощника-консультанта, способного проверять домашние задания учеников. А когда на информационных лентах вижу разъяснения о том, что нейросеть не просто улучшает работу журналистов, но и делает ее доступнее для потребителей, то начинаю задумываться о собственном будущем. К этому стоит добавить, что на некоторых региональных телеканалах успехом пользуются боты, ведущие новостные программы, отчего профессиональная жизнь теряет праздничные очертания.

С использованием ИИ в самое ближайшее время исчезнет около двух десятков профессий

Опубликованный позавчера прогноз Министерства труда и социальной защиты, определивший потребности рынка труда на следующие пять лет до 2029 года, порадовал лишь тем, что дефицит кадров составит более трех миллионов человек. Но среди них не будет специалистов ни в области государственного управления, ни в области культуры, которых мне выпала честь воспитывать в МГУ и ГИТИСе. И это при том, что более 40 процентов рабочих мест в ближайшие 10-15 лет будут упразднены в процессе роботизации.

Прочитав написанное ранее, понял, что читатель не должен обнаружить в этом тексте ничего нового, разве что раздражение автора, который, похоже, попадает в разряд уходящей и теряющей работу натуры.

В качестве утешения могу отослать читателей не только к прогнозам минтруда, из которых следует, что самая острая потребность существует в заполнении вакансий профессиональных рабочих специальностей, инженеров, в сфере персональных услуг. Если посмотреть аналитические документы, опубликованные в открытой печати, то можно обнаружить около двух десятков перспективных направлений, которые потребуют профессионалов по 150 специальностям - от эксперта по персонифицированной медицине до консультанта по защите личного профиля и инженера по 3D-печати продуктов.

Словом, историков литературы и театра, актеров, режиссеров, композиторов и музыкантов, похоже, просят не беспокоиться. Но не скрою, чем глубже погружался в этот не всегда приятно волнующий мир новых технологий, тем больше вопросов у меня возникало по поводу достоверности прогнозов.

Ни в коей мере не хочу высказывать сомнений по поводу профессиональной компетенции их авторов. Но их методика не учитывает ряд обстоятельств, которые не то чтобы опровергают ее, но все же свидетельствуют о ее недостаточности. Приведу пример.

Потребность общения живого с живым всегда будет весьма высока

После Октябрьской революции 1917 года произошел радикальный социальный слом, заставивший миллионы людей изменить уклад жизни. Это касалось русской аристократии, которая пополнила не только югославскую армию, но и ряды таксистов во Франции. Это отразилось на структуре занятости на рынке труда в самой Советской России, которой потребовались не только индустриальные рабочие, но и профессиональные военные в количествах, не предусмотренных никакими дореволюционными временами.. Социальные преобразования могут конкурировать с любыми технологическими новациями по влиянию на рынок труда. На него, безусловно, влияют вызовы в геополитике - структура занятости в нашей стране достаточно серьезно изменилась за минувшие три года. И это связано не только с новациями в сфере ИИ.

Не могу с абсолютной точностью ответить на вопрос о том, каково будет соотношение художественных произведений, сочиненных алгоритмами и людьми. Но уверен, что потребность общения живого с живым будет весьма высока. Просто в силу психофизиологических особенностей человека. Так что не надо бояться будущего. Пока еще оно зависит от нас самих.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться