Пока вопросов больше, чем ответов. Но уже понятно, что к трагедии привело всеобщее равнодушие и пренебрежение к строительным нормам.
Этот 14-этажный дом входил в реестр незаконно возведенных. В эксплуатацию он введен не был. Однако жильцы начали заселяться в квартиры, после того, как в 2021 году получили право собственности решением Ленинского районного суда Махачкалы. Газификация дома осуществлена незаконно, сообщило минэнерго Дагестана.
Обсуждая случившееся в соцсетях, люди недоумевают: почему о нигде не зарегистрированной "свечке" вспомнили только сейчас? "Дом тихо-мирно, якобы законно, функционировал. Произошел взрыв, и тут же выяснилось, что он введен в эксплуатацию без всех необходимых для этого процедур. Это как уволить задним числом провинившегося работника", - это лишь один из комментариев.
Действительно, почему же чиновники всполошились только сейчас? На каком основании в дом, считающийся построенным незаконно, провели газ? Это сейчас выясняют компетентные органы.
А в ноябре прошлого года распоряжением мэра Махачкалы Юсупа Умавова в городе приостановили все строительные работы. Как пояснил градоначальник, это сделали для проверки законности оснований выданных разрешений на строительство многоэтажек и для проверки реальных возможностей для присоединения строящихся домов к энергетическим мощностям. По всем объектам незавершенного строительства мэр поручил собрать полный отчет с фотофиксацией ситуации на каждой площадке. "В дальнейшем все разрешения на строительство в Махачкале будут выдаваться лишь на основании всесторонней оценки возможностей обеспечить объекты энергетическими, коммунальными, инженерными и прочими ресурсами. Ни одно разрешение не должно выходить, пока не будет сделано комплексное комиссионное обследование", - сказал Юсуп Умавов.
Что ж, решение правильное. Почему же дом на улице Гапцахской, где произошла трагедия, обошли вниманием надзорные органы? Или застройщику удалось с ними "договориться"? Да и жильцам, наверняка, хотелось побыстрее заселиться. Похоже, все были за.
В последние годы в Дагестане наблюдается рост незаконного строительства многоэтажных жилых домов. Сейчас их насчитывается более двухсот! Обычно применяется такая схема: застройщик приобретает землю для индивидуального строительства, затем на участке вырастает многоквартирный дом. Пока идут судебные тяжбы, здание подключают к коммуникациям и продают квартиры.
Два года назад против должностных лиц администрации Махачкалы, разрешивших незаконное строительство десяти многоэтажных домов, было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий с причинением тяжких последствий.
Как рассказали в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Республике Дагестан, чиновники без соблюдения требований технических регламентов издали постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, разрешили проектирование и строительство комплекса девятиэтажных жилых домов. Также они внесли изменения в постановление городской администрации, позволяющие застройщику в последующем получить разрешение на строительство.
В результате застройщик незаконно возвел десять жилых домов, да еще с надстройкой дополнительных этажей. Их техническое состояние экспертами было оценено как небезопасное. Сейчас эти дома стоят в полной готовности к заселению. Что с ними будет дальше, решают правоохранительные органы.
Хаотичная застройка, отсутствие необходимой инфраструктуры на протяжении целого ряда лет являются основными проблемами Махачкалы. Некоторые многоэтажные жилые дома расположены впритык друг к другу на расстоянии нескольких метров. Одна из причин - отсутствие должным образом разработанных генеральных планов и схем территориального планирования.
Так, при разработке генплана Махачкалы не учли сейсмическое районирование. Дагестан находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения здесь не редкость. Сильных толчков не наблюдалось давно, но случись они, и незаконные многоэтажки, где никто не проверяет качество используемых материалов, могут посыпаться, как картонные.
- Сейсмическое микрорайонирование Махачкалы не проводилось более 30 лет, хотя на сейсмоопасных территориях его положено делать каждые десять лет, - рассказал корреспонденту "РГ" главный научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Василий Черкашин. - Отказ от сейсморайонирования выгоден проектировщикам и застройщикам, поскольку снижение уровня сейсмичности позволяет занижать стоимость как проектных работ, так и самого строения.
Черкашин отметил, что детальное сейсморайонирование Махачкалы необходимо и в связи с тем, что в городе 13 вариантов сочетания грунта. Причем в одном месте может быть шестибалльная зона, а в 50 метрах от него - восьмибалльная. Ученый утверждает, что необходимо учитывать и постоянно меняющийся уровень Каспия. Ведь это влияет на подземную гидросферу и, как следствие, на свойства грунта.
Общественники и эксперты, специально собиравшиеся по поводу хаотичной застройки Махачкалы, предложили принять закон, регламентирующий проведение в регионе сейсмического районирования. Кроме того, они высказались за двукратное увеличение сети сейсмонаблюдений. По словам специалистов, необходимо определить дефицит сейсмостойкости объектов строительства и обязательно проверить возможные пути эвакуации из многоквартирных домов в случае чрезвычайных ситуаций.
Но вынесут ли из нынешней трагедии соответствующий урок чиновники и представители контролирующих органов?
Как полагают власти Дагестана, частично в проблеме незаконного строительства виноваты и сами горожане. Поверив обещаниям застройщиков о наличии всех правоустанавливающих документов и соблазнившись невысокой ценой, люди покупали квартиры в таких домах.
Многие стройки впоследствии оказались по различным причинам замороженными, и горожане остались без жилья и денег.
В минстрое Дагестана рассказали, что более 90% недостроенных квартир в регионе продаются через жилищно-строительные кооперативы, а защита их пайщиков очень слабая.
"Если бы люди купили квартиры у официального застройщика, зарегистрировали договор в Росреестре, то в случае форс-мажорной ситуации они получили бы статус обманутых дольщиков. Но в Дагестане сделки порой заключаются устно, покупатели жилья зачастую не защищены, так как договоры предварительной купли-продажи не регистрируются", - отметили в республиканском Минстрое.